• Научная статья
  • 30 июля 2021
  • Открытый доступ

Метафора и сравнение в повести А. Козлачкова «Запах искусственной свежести»

Аннотация

Цель исследования состоит в решении вопроса о том, какую роль метафора и сравнение играют в создании эмотивного фона произведения и как они участвуют в выражении авторской позиции. Новизна нашего исследования заключается в анализе языкового своеобразия повести Алексея Козлачкова «Запах искусственной свежести», в выявлении и рассмотрении тропов, используемых писателем, а также в изучении специфики функционирования в тексте произведения метафоры и сравнения. В результате доказывается, что характер употребления метафоры и сравнения в повести А. Козлачкова свидетельствует об оригинальности и самобытности языковой манеры писателя и позволяет говорить о нем как о продолжателе традиций русской классической прозы.

Источники

  1. Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2012. 352 с.
  2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
  3. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 153-172.
  4. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 133-152.
  5. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 11-26.
  6. Козлачков А. Батальон в пустыне. Солдаты Афганской войны. СПб.: Питер, 2020. 288 с.
  7. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 236-283.
  8. Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 219-235.
  9. Попова О. А. Языковое своеобразие повести Алексея Козлачкова «Запах искусственной свежести» // Военное образование: вчера, сегодня, завтра: сборник научных трудов / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь, 2016. С. 151-153.
  10. Портнова С. Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева) [Электронный ресурс]. URL: http://www.poet-severyanin.ru/library/lingvopoeticheskiy-aspekt-otsenochnih-znacheniy.html (дата обращения: 20.06.2021).
  11. Пучков Д. Предисловие // Козлачков А. Батальон в пустыне. Солдаты Афганской войны. СПб.: Питер, 2020. С. 4-5.
  12. Телия В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 26-52.
  13. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
  14. Шитиков П. М. Обзор конференции Ассоциации исследователей метафоры RAAM 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-konferentsii-assotsiatsii-issledovateley-metafory-raam-2020 (дата обращения: 21.06.2021).

Информация об авторах

Попова Ольга Александровна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский университет МВД России

Голяшова Людмила Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский университет МВД России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 июня 2021.
  • Опубликована: 30 июля 2021.

Ключевые слова

  • метафора
  • сравнение
  • метафорическое сравнение
  • афганская проза
  • А. Козлачков
  • metaphor
  • simile
  • metaphorical simile
  • Afghan prose
  • A. Kozlachkov

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)