• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Репрезентация фемицида в латиноамериканских СМИ: от легитимации к делегитимации насилия над женщинами

Аннотация

Цель исследования - выявить стратегии и средства репрезентации фемицида в латиноамериканской прессе в рамках двух противоположных процессов - легитимации и делегитимации. Научная новизна заключается в комплексном дискурсивно-лингвистическом двустороннем анализе медиарепрезентации фемицида в контексте его легитимации и делегитимации. В результате было установлено, что латиноамериканские журналисты, ведомые идеологическими установками правительства, легитимируют фемицид посредством стратегии эмоциональной оценки, которая находит свое языковое отражение в альтернативных наименованиях фемицида и эвфемизмах, отрицающих само существование проблемы дискриминации женщин. При этом с помощью соответствующих лексических единиц (лексики с семантикой «обезуметь») конструируется образ насильника-жертвы-самоубийцы, а сам факт насилия репрезентируется как неизбежный неконтролируемый инцидент. Женщина, в свою очередь, обвиняется в нарушении определенных гендерных установок, что происходит с помощью стратегии апелляции к авторитету традиции. Делегитимация фемицида реализуется через стратегию дегуманизации в сочетании со стратегией моральной оценки: фемицид в таком случае репрезентируется как жестокость по отношению к женщинам и ущемление их прав. При дегуманизации фемицида журналисты используют также стратегию обвинения государства, указывая на вопиющие случаи игнорирования проблемы правоохранительными органами и попытки скрыть реальные причины женской смертности.

Источники

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  2. Козачина А. В. Реализация мифопоэтической стратегии легитимации институционализированных ценностей в японском педагогическом дискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 20-26.
  3. Колмогорова А. В. Дискурсивные стратегии легитимации однополых браков в российском медиапространстве // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 2. С. 99-116.
  4. Колмогорова А. В., Горностаева Ю. А. Все ли могут короли? или Стратегии легитимации испанской монархии в политическом медиадискурсе СМИ // Политическая лингвистика. 2021. Вып. 1 (85). С. 41-50.
  5. Abdi R., Basarati A. Legitimation in Discourse and Communication Revisited: A Critical View towards Legitimizing Identities in Communication // International Journal of Society, Culture and Language. 2018. Vol. 6. Iss. 1. P. 86-100.
  6. Alcocer Perulero M. Representación de las víctimas de feminicidio en la prensa guerrerense, 2005-2009. México: El Colegio de la Frontera Norte, 2012. 163 p.
  7. Fairclough I. Legitimation and Strategic Maneuvering in the Political Field // Argumentation. 2008. Vol. 22. № 3. P. 399-417.
  8. https://dle.rae.es/(дата обращения: 20.07.2021).
  9. https://miguelangelluna.mx/(дата обращения: 20.07.2021).
  10. https://www.diariodemexico.com/(дата обращения: 20.07.2021).
  11. https://www.lacuarta.com/(дата обращения: 20.07.2021).
  12. https://www.latercera.com/(дата обращения: 20.07.2021).
  13. https://www.lun.com/(дата обращения: 20.07.2021).
  14. Lagos Lira C. Una tipología del feminicidio según la prensa chilena. Manifestación de la violencia de género // Faro: revista teórica del Departamento de Ciencias de la Comunicación. 2008. № 8. P. 1-12.
  15. Leeuwen T., Wodak R. Legitimizing immigration control: A discourse-historical analysis // Discourse Studies. 1999. Vol. 1. P. 83-118.
  16. Montero L. El día más difícil del rey. Discursos de ligitimación monárquica desde la ficción televisiva // Revista de Historia Actual. 2015. № 12. P. 43-50.
  17. Poblete C. Estrategias de legitimación del discurso de los diputados en la Acusación Constitucional en contra de la Ministra de Educación de Chile // Revista Signos. 2011. № 44 (76). P. 168-182.
  18. Reyes A. Strategies of legitimization in political discourse: From words to actions // Discourse & Society. 2011. Vol. 22. Iss. 6. P. 781-807.
  19. Rizwan S. Legitimation strategies and theistic worldview in socio-political discourse: A systematic functional critical discourse analysis of Pakistani social media discussions // Text & Talk. 2019. Vol. 39. Iss. 2. P. 235-260.
  20. Screti F. Defending Joy against the Popular Revolution: Legitimation and Delegitimation through Songs // Critical Discourse Studies. 2013. Vol. 10. № 2. P. 205-222.
  21. Vaara E., Tienari J. A discursive perspective on legitimation strategies in multinational corporations // Academy of Management Review. 2008. Vol. 33. P. 985-993.
  22. Vega Montiel A. El Tratamiento De La Violencia Contra Las Mujeres En Los Medios De Comunicación // Comunicación y Medios. 2014. № 30. P. 9-25.

Информация об авторах

Горностаева Юлия Андреевна

к. филол. н.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • фемицид
  • СМИ
  • легитимация
  • делегитимация
  • апелляция к авторитету традиции
  • femicide
  • mass media
  • legitimation
  • delegitimation
  • appeal to tradition

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)