• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Истина и вдохновение: о природе писательского творчества (на примере романа Дж. Барнса «Попугай Флобера»)

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть вопросы философии и психологии творчества, а также проблемы поиска истинных фактов биографии выдающегося писателя на примере постмодернистского романа современного английского прозаика Джулиана Барнса «Попугай Флобера» (1984), вошедшего в шорт-лист Букеровской премии. Научная новизна исследования заключается в том, что устанавливается связь между метафорами творчества и изменчивости правды, представленными в данном произведении, и особенностями постмодернистской поэтики, что парадоксальным образом помогает добиться эффекта подлинного в рамках жанра исповедального психологического романа. В результате доказано, что постижение истины о творческом вдохновении писателя тесно связано с отказом от абсолютной истины и со стихией случайного, которому подвержена жизнь человека, в данном случае классика французской литературы, о котором и идет речь в романе.

Источники

  1. Анцыферова О. Ю. О нарративе тоталитаризма в творчестве Джулиана Барнса // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. № 1. С. 69-78.
  2. Барнс Дж. Попугай Флобера. М. - СПб: Эксмо; Домино, 2012. 320 с.
  3. Барт Р. Драма, поэма, роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. C. 312-334.
  4. Деррида Ж. Поля философии. М.: Акад. проект, 2012. 376 с.
  5. Коноплюк Н. В. Пространство симулякра в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 72-75.
  6. Пилипей Н. А. Творчество Джулиана Барнса в литературоведческо-критическом осмыслении: проблемы и перспективы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2 (68). № 2: в 2-х ч. Ч. 2. С. 123-128.
  7. Barnes J. The Follies of Writer Worship [Электронный ресурс] // The New York Times. 1985. February 17. URL: http://www.nytimes.com/books/01/02/25/specials/barnes-worship.html (дата обращения: 01.07.2021).
  8. Childs P. Julian Barnes. Manchester - N. Y.: Manchester University Press, 2011. 166 p.
  9. Cudjoe S. R. V. S. Naipaul: A materialist reading. Amherst: University of Massachusetts Press, 1988. 287 p.
  10. Guignery V. The Fiction of Julian Barnes. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. 168 p.
  11. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. N. Y. - L.: Routledge, 1988. 268 p.
  12. Maritain J. Creative Intuition in Art and Poetry. L.: The Harvill Press, 1954. 462 p.
  13. Wagner J. E. Engendered Edens: Postmodern Landscapes in Novels by John Fowles and Julian Barnes. Indiana: Indiana University of Pennsylvania, 2009. 283 р.

Информация об авторах

Толкачев Сергей Петрович

д. филол. н., проф.

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • Джулиан Барнс
  • постмодернизм
  • творческая интуиция
  • отказ от истины
  • поэтика случайного
  • Julian Barnes
  • postmodernism
  • creative intuition
  • abandoning truth
  • poetics of Fortune

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)