• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Современная интерпретация традиционных сказочных мотивов (на основе сюжета СУС 325 «Хитрая наука»)

Аннотация

Целью исследования является изучение особенностей трансформации традиционного сказочного сюжета СУС 325 «Хитрая наука» / ATU 325 “The Magician and His Pupil” в современной российской литературе фанфикшен. В качестве материала для исследования, в основе которого лежит сравнительно-сопоставительный метод, было взято более 1500 фанфиков, основанных на произведениях российских и зарубежных авторов. Научная новизна статьи заключается в продолжении изучения интерпретации традиционного сюжета СУС 325 «Хитрая наука», следуя вектору развития «миф - фольклор - литература - литература фанфикшен». В результате были выявлены наиболее устойчивые и продуктивные мотивы сюжета СУС 325, эксплуатируемые авторами литературы фанфикшен, отмечены особенности их интеграции в современные тексты, сделан вывод о двойственном отношении авторов-любителей к исследуемому мотиву.

Источники

  1. Воронина Т. М. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фанфикшн-текстов // Детские чтения. 2013. Т. 4. № 2. С. 106-111.
  2. Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом [Электронный ресурс] // Новый мир. 2003. № 12. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/12/kak-razmnozhayutsya-malfoi.html (дата обращения: 20.04.2019).
  3. Денисова А. И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы // Аналитика культурологии. 2012. № 3 (24). С. 141-143.
  4. Ефимова Н. И. Фольклорные универсалии в массовой литературе и молодежной субкультуре. К проблеме фольклоризма романов Дж. К. Роулинг: монография. Саарбрюкен: LAMBERT Academic Publishing, 2012. 194 с.
  5. Коробко М. А. Признак коллективности в фанфикшн и письменных формах современного фольклора // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 220-223.
  6. Костюрина Н. Ю. Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2016. Т. 2. № 1 (25). С. 63-67.
  7. Московкина Е. А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 458-459.
  8. Попова С. Н. Фанфикшн - феномен современности. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2015. 147 с.
  9. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 137-194.
  10. Федорова Т. В. Социокультурный феномен фанфикшн // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: материалы Междунар. науч. конф. (г. Воронеж, 25-27 февраля 2014 г.) / науч. ред. Ж. В. Грачева. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2014. С. 276-279.
  11. https://ficbook.net (дата обращения: 21.01.2019).
  12. https://ficbook.net/readfic/2246349 (дата обращения: 20.03.2020).
  13. https://ficbook.net/readfic/5530520/14228626#part_content (дата обращения: 20.03.2020).
  14. https://ficbook.net/readfic/8739328 (дата обращения: 20.03.2020).
  15. https://ficbook.net/readfic/8744213/22334047#part_content (дата обращения: 20.03.2020).

Информация об авторах

Трошкова Анна Олеговна

к. филол. н.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • хитрая наука
  • сказочные мотивы
  • литература фанфикшен
  • СУС 325 «Хитрая наука»
  • сказочные сюжеты
  • magic
  • fabulous motives
  • fanfiction
  • ATU 325 “The Magician and His Pupil”
  • fabulous plots

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)