Метафорическая репрезентация медиаобраза вооруженных сил (на примере ВС РФ и НОАК)
Аннотация
Цель исследования - выявить специфику метафорического содержания образа вооруженных сил России и КНР. В статье проясняется роль метафор в формировании институционального образа в медиадискурсе, обосновывается возможность исследования метафор для выявления специфики концептуального осмысления общественно-политических концептов. Научная новизна исследования состоит в выделении имиджеобразующей функции метафоры и проведении практического анализа метафорической репрезентации медиаобраза армий России и Китая. Полученные результаты показали, что основой образа китайских вооруженных сил является «единство с народом» и «способность к защите страны», а образ ВС РФ не имеет системной метафорической манифестации, используемые метафоры Армии России носят эпизодический характер.
Источники
- Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник. М.: Прогресс, 1990.
- Блинов М. ВЦИОМ: россияне верят в способность армии защитить их от военной угрозы. 2021. URL: https://ria.ru/20210615/armiya-1737011642.html
- Будаев Э. В., Чудинов А. П. Современная российская политическая метафорология (2011-2020 гг.) // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 2.
- Еремин В. С. Русская армия глазами британских публицистов “THE QUARTERLY REVIEW” в годы наполеоновских войн // История и историческая память. 2020. Т. 21.
- Зарембо И. «Вежливые люди» как новый образ Российской армии. 2014. URL: https://ria.ru/20140516/1007988002.html
- Калинин О. И. Дискурсивная метафора и метафора в дискурсе: к вопросу о дискурсообразующей роли когнитивной метафоры // Когнитивные исследования языка. 2020. Т. 3. № 42.
- Калинин О. И. Метафорический образ НОАК в СМИ КНР // Политическая лингвистика. 2018а. Т. 6. № 72.
- Калинин О. И. Основы лингвопрагматического исследования политического имиджа. М.: КноРус, 2018b.
- Калинин О. И. Политический имидж России в СМИ КНР: к вопросу о тональности текста в связи с событиями на Украине // Политическая лингвистика. 2015. Т. 1. № 51.
- Кисель И. Ф. Метафорическая репрезентация понятия «коронавирус» в медиадискурсе (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2020. Т. 4. № 627.
- Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которым мы живём. М.: Едиториал УРСС, 2004.
- Павлюченко А. А. Образ России в американских СМИ (на примере публикаций сайтов телеканалов CNN и FOX NEWS) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология Реферативный журнал. 2021. Т. 3.
- Русяева М. М., Нешина Е. Б., Черемушкина Е. Ф. Россия глазами Европы. Имидж страны через призму языка / Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2018.
- Рычкова О. В. Образ Красной Армии в американской прессе в конце Второй мировой войны // Военно-исторический журнал. 2008. Т. 10.
- Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2001.
- Deignan A. MIP, the corpus and dictionaries: What makes for the best metaphor analysis? // Metaphor and Social World. 2015. Т. 5. № 1.
- Kalinin O. Comparative Analysis of Coronavirus Metaphoric Representation in Chinese and Russian Online Media // Acta Linguistica Asiatica. 2021. Т. 11. № 2.
- Musolff A. Political Metaphor Analysis: Discourse and Scenarios. L.: Bloomsbury Publishing, 2016.
- PragglejazGroup. MIP: A method for identifying metaphorically used words in discourse // Metaphor and Symbol. 2007. Т. 22. № 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 ноября 2021.
- Опубликована: 28 декабря 2021.
Ключевые слова
- медиаобраз вооруженных сил
- метафорический образ
- метафорическая репрезентация
- media image of the armed forces
- metaphorical image
- metaphorical representation
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»