• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

«Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа...»: проблема истины и зла у Достоевского и Шекспира

Аннотация

Цель исследования - предложить толкование загадочного «символа веры» Достоевского, где истина отделяется от Бога (Христа), путем прочтения этого credo в контексте гносеологической проблематики Нового времени, воплощенной в «Гамлете» Уильяма Шекспира, и развития науки в XIX в. Научная новизна исследования состоит в том, что оба варианта символа веры Достоевского контекстуализируются в рамках средневековой номиналистской западноевропейской теологии и мировоззрения Нового времени и одновременно сопоставляются с последствиями, которые имело для гносеологии создание неевклидовой геометрии. Это позволяет увидеть в «символе веры», особенно в версии «Бесов», продолжение процесса отделения истины как доказуемого положения от истины как бо¬жественного качества. Этот процесс начался в средневековой теологии и, как мы утверждаем, нашел самое известное художественное воплощение в «Гамлете». В результате в статье показывается, что бого¬словствование Достоевского исходит не только из мистического религиозного опыта, но и из строгой схоластический теологии и ее преломлений в западноевропейской литературе.

Источники

  1. Ад. История идеи и ее земные воплощения / ред. С. Брюс. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
  2. Богословие Достоевского / отв. ред. Т. А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2021.
  3. Васильев А. Николай Иванович Лобачевский. Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Казанского университета 22 октября 1893 г. Казань: Типо-Литография Имп. ун-та, 1894.
  4. Гайденко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
  5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1972-1990.
  6. Кантор В. К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. 2008. № 5.
  7. Степанян К. А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.: Глобал ком; Языки славянской культуры, 2016.
  8. Шекспир У. Гамлет // Весь Шекспир: в 2-х т. М.: Олма-пресс, 2000. Т. 2.
  9. Шекспир У. Король Лир / пер. А. Дружинина. 2001. URL: http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_lear4.txt
  10. Bowers F. Elizabethan Revenge Tragedy, 1587-1642. Princeton, 1966.
  11. Buchanan C. Historical Dictionary of Anglicanism. Lanham - Toronto - Oxford: Scarecrow Press, 2006.
  12. Hunter R. G. Shakespeare and the Mystery of God’s Judgments. Athens: University of Georgia Press, 1976.
  13. Milward P. Catholicism of Shakespeare’s Plays. Southampton, 1997.
  14. Mutschmann H., Wentersdorf K. Shakespeare and Catholicism. N. Y., 1952.

Информация об авторах

Ковалевская Татьяна Вячеславовна

д. филос. н., доц.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 октября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • спор об универсалиях
  • трагедия «Гамлет»
  • теологическая и «натуральная» истины
  • Н. И. Лобачевский
  • Ф. М. Достоевский
  • debate on universals
  • tragedy "Hamlet"
  • theological and “natural” truths
  • N. I. Lobachevsky
  • F. M. Dostoevsky

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)