• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Моделирование текстовых миров как динамичных форматов знания

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании принципов построения модели текстового мира как динамичного формата знания, представляющего собой совокупность трех информативных конструктов: (1) концептосферы текста, (2) концептосфер читателей и (3) интерпретативного поля текстового мира как сопряжения когнитивных аттракторов концептосферы текста и концептосфер читателей. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые предложен алгоритм построения модели текстового мира в виде триады взаимообусловленных информативных конструктов; посредством авторского алгоритма моделирования текстового мира впервые описана специфика текстового мира, образованного на основе романа М. Митчелл «Унесенные ветром». В результате доказано, что применение авторского алгоритма построения модели текстового мира позволило комплексно охарактеризовать специфику функционирования модели текстового мира романа М. Митчелл «Унесенные ветром», что пополнило теоретико-методологическую базу когнитивной поэтики.

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. «Язык» и «текст» культуры // Litera. 2015. № 4. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_18245.html
  2. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: ТГУ, 1992.
  3. Бузина Е. И. Специфика темпоральной модели “Me before You” в концептосфере одноименного романа Дж. Мойес // Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (69).
  4. Бутакова Л. О., Мячин К. А. Компонентный состав концептуальной категории “memory” и ее роль в смыслообразовании текстов современной прозы // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 3.
  5. Гламазда С. Н. Контекстная поляризация как формат знания // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 2 (37).
  6. Голованова Е. И., Ковалева О. Н. Когнитивные механизмы компрессии оценочного смысла в художественном тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 3 (52).
  7. Даниленко И. А. Категория завершенности художественного текста в творчестве Френсиса С. Фитцджеральда // Филологический аспект. 2016. № 12.
  8. Даниленко И. А. Этапы создания текстового мира (на примере произведения Ф. С. Фитцджеральда “Tender Is the Night”) // Лингвистические горизонты: мат. V Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: НИУ БелГУ, 2017.
  9. Епифанцева Н. Г. Реалии и их место в языковой картине мира // Эволюция романских языков: от языка народности к языку нации: мат. Междунар. науч. конф. / отв. ред. И. В. Скуратов. Тула, 2018.
  10. Жирова И. Г. От слова к значению слова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1-1 (55).
  11. Жирова И. Г. Структура высказывания и система языковых коммуникативных средств: на материале современных художественных произведений // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2020. Т. 6. № 3.
  12. Карасик В. И. Семиотические векторы моделирования концептов // Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы: мат. Междунар. науч. конф. Майкоп, 2019a.
  13. Карасик В. И. Языковые картины бытия: монография. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020.
  14. Карасик В. И. Языковые мосты понимания. М.: Дискурс, 2019b.
  15. Коваль В. И., Кураш С. Б., Аматов А. М. «Текст в мире текстов» как глобальная метафора (интертекст - гипертекст - корпус текстов) // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т. 5. № 1.
  16. Кураш С. Б. Метафора и ее пределы: микроконтекст - текст - интертекст. Мозырь: МозГПИ им. Н. К. Крупской, 2001.
  17. Кушнерук С. Л. Когнитивно-дискурсивное миромоделирование: опыт сопоставительного исследования рекламной коммуникации. М.: Флинта, 2019.
  18. Кушнерук С. Л. Лингвистическое миромоделирование в рекламе: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013.
  19. Кушнерук С. Л. От теории текстовых миров к теории когнитивно-дискурсивного миромоделирования: кристаллизация исследовательского направления // Когнитивные исследования языка. 2017. Вып. 30.
  20. Кушнерук С. Л. Развитие теории когнитивно-дискурсивного миромоделирования за рубежом и в России // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4 (57).
  21. Левченко М. Н. Вербальная репрезентация категории персональности в текстах различных языков и функциональных стилей // Значимые личности в языке и культуре: научное наследие Августа Шлейхера: сб. ст. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Т. Хухуни. М., 2018.
  22. Левченко М. Н. Интерпретация текста и его грамматических моделей (типологический аспект): монография. М.: Изд-во МГОУ, 2013.
  23. Махортова В. А. Моделирование индивидуально-авторской картины мира и теория текстовых миров как подходы к изучению ментальных аналогов художественного текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 7 (836).
  24. Огнева Е. А. Интерпретативный потенциал текстового когнитивного моделирования // Когнитивные исследования языка. 2020a. № 2 (41).
  25. Огнева Е. А. Когнитивная сцена как формат репрезентации религиозного знания (на материале проповеди митр. Антония Сурожского “Sunday before Pentecost”) // Научный результат. Серия «Вопросы теоретической и прикладной лингвистики». 2016. Т. 2. № 1 (7).
  26. Огнева Е. А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров. М.: Эдитус, 2019.
  27. Огнева Е. А. Модель текстового мира как конструкт косвенной коммуникации (на материале романа В. Скотта “Waverley; or ‘Tis Sixty Years since”) // Лексикография и коммуникация: мат. VI Междунар. науч. конф. (г. Белгород, 16-17 апреля 2020 г.). Белгород, 2020b.
  28. Татару Л. В. Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса «Дублинцы») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 75.
  29. Федотова О. С. Принципы конструирования англоязычного художественного нарратива (к проблеме дискурса и метадискурса художественной прозы). М.: Перспектива, 2021.
  30. Хвесько Т. В., Третьякова С. Ю. Лингвопрагматический аспект антропонимов в художественном тексте // Ономастика Поволжья: мат. XVII Междунар. науч. конф. / сост. и ред. В. Л. Васильев. Великий Новгород, 2019.
  31. Alefirenko N. F. Concept as Mysterious Demiurge of Cognitive Linguopoetics // Russian Linguistic Bulletin. 2019. № 1 (17).
  32. Mitchell M. Gone with the Wind. L.: Pan Books, 2016.
  33. Ogneva E. A., Danilenko I. A., Kireeva Y. I., Kutsenko A. A.Interpretative Model of Linguacultural Knowledge // The Social Sciences. 2015. T. 10. № 6.
  34. Semino E. Language and World Creation in Poems and Other Texts. L. - N. Y., 1997.
  35. Werth P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse. L.: Longman, 1999.

Информация об авторах

Огнева Елена Анатольевна

д. филол. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Гусакова Наталья Леонидовна

к. психол. н., доц.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Марков Александр Владимирович

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 января 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • когнитивная поэтика
  • теория текстового мира
  • моделирование
  • концептосфера
  • художественный текст
  • cognitive poetics
  • theory of the text world
  • modelling
  • conceptual domain
  • literary text

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)