• Научная статья
  • 29 апреля 2022
  • Открытый доступ

«Что такое социалистический реализм» Абрама Терца (интертекстуальные пласты и эстетические перспективы)

Аннотация

Цель исследования - достичь осмысления нарративных стратегий Абрама Терца, позволяющих квалифицировать черты «терцированного» соцреализма. В числе задач - анализ интертекстуальных пластов статьи Терца-Синявского. Научная новизна состоит в своеобразии исследовательского ракурса - в выявлении степени объективности и меры научности предложенных автором-фантомом интерпретаций русской классики и литературы соцреализма. Полученные результаты показали, что подходы Терца-Синявского намеренно тенденциозны и опираются на принцип инверсирования, когда аксиологическая природа критических оценок основана на т.н. «перевертышах», деиерархизации плюсов и минусов. В работе показано, что эссе Терца послужило платформой для эстетики литературы постмодерна, постреализма, постпостреализма и др.

Источники

  1. Богданова О. В. К истории романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: гипотеза и ретроспектива // Богданова О. В. Русская литература ХIХ - начала ХХ века. Традиция и современная интерпретация. СПб., 2019a.
  2. Богданова О. В. «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодерна. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002a.
  3. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века - начало ХХI века). СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2004.
  4. Богданова О. В. Поэма А. Блока «Двенадцать» (мистико-поэтическая философия). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019b.
  5. Богданова О. В. Роман А. Битова «Пушкинский Дом»: «версия и вариант» русского постмодерна. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002b.
  6. Большев А. О. Alter ego социалистического реализма («Русский лес» Л. Леонова) // Большев А. О. Исповедь под маской обличения. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2009.
  7. Дубровина Н. В. Социалистический реализм: метод или стиль // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. Вып. 7 (99).
  8. Захаров А. В. К вопросу о возникновении термина «социалистический реализм» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 2006. Вып. 1.
  9. Захарова В. Т. Проза М. Горького Серебряного века. Н. Новгород, 2008.
  10. Оляндэр Л. К. Максим Горький: текст и гипертекст. Луцк: Волынская обл. тип., 2005.
  11. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009.
  12. Примочкина Н. Н. Горький и писатели русского зарубежья. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
  13. Святославский А. В., Богданова О. В. А. А. Фадеев как теоретик социалистического реализма // Русская словесность. 2022. № 3.
  14. Спиридонова Л. А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
  15. Сухих С. И. Эволюция доктрины соцреализма во второй половине ХХ века // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Филология». 2013. № 2 (1).
  16. Терц А. Что такое социалистический реализм. Париж: Syntaxis, 1988.
  17. Уртминцева М. Г., Янина П. Е. Паратекстуальность ранней публицистики М. Горького (1895-1901) // Научный диалог. 2019. № 7.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43076 «Ленинизм и ленинский миф как основа советской идеократии».

Информация об авторах

Богданова Ольга Владимировна

д. филол. н., проф.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Власова Елизавета Алексеевна

к. филол. н.

Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 февраля 2022.
  • Опубликована: 29 апреля 2022.

Ключевые слова

  • Абрам Терц / Андрей Синявский
  • социалистический реализм
  • интертекст
  • эстетика соцреализма
  • Abram Terts / Andrey Sinyavsky
  • socialist realism
  • intertext
  • aesthetics of socialist realism

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)