• Научная статья
  • 29 июля 2022
  • Открытый доступ

Особенности преломления готической традиции в творчестве Г. Ф. Лавкрафта (на материале рассказа «Изгой»)

Аннотация

Цель исследования - рассмотрение особенностей реализации готической традиции в творчестве Г. Ф. Лавкрафта на примере его рассказа 1921 года «Изгой». В статье проясняются основные положения готической эстетики, а также история её становления и развития. Рассматривается связь готической и романтической литературы, в ранних наработках которой и возникло готическое направление. Научная новизна исследования заключается в углублённом анализе тех элементов произведения американского писателя, которые можно отнести к готическому направлению. В результате доказано, что помимо аккумуляции определённых авторских особенностей, специфику которых следует относить к индивидуально-авторскому стилю, в тексте рассказа наличествуют элементы, соотносящиеся с готической традицией.

Источники

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 7. Статьи и рецензии. 1843. Статьи о Пушкине. 1843-1846 / текст и коммент. В. С. Спиридонова при участии А. П. Могилянского; под ред. Д. Д. Благого.
  3. Буденц Ю. Б., Потанина А. В. Готический роман Е. Марлит в контексте женской литературы Германии XIX столетия: монография. Набережные Челны, 2013.
  4. Виноградов В. С. Темпоральная (временная) стилизация как переводческий прием // Филологические науки. 1997. № 6.
  5. Власов В. Г. Готика, готический стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-Классика, 2005. Т. 3.
  6. Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во РГГУ, 2008.
  7. Гузенина Е. О., Гузенина С. В. Готика как стиль мировой культуры // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира»: мат. VII Междунар. науч. интернет-конф. (17 ноября 2014 г.) / под ред. И. А. Фёдорова, С. В. Гузениной. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 2014.
  8. Кошарная С. А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Изд-е 2-е. Белгород, 2002.
  9. Лавкрафт Г. Изгой / пер. с англ. Я. Шапиро. 1992. URL: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/outcast.txt
  10. Лавкрафт Г. Обитающий во мраке: сб. / пер. с англ. М.: АСТ; ЛЮКС, 2005.
  11. Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978.
  12. Маймин Е. А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975.
  13. Сахаров В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
  14. Творческие портреты композиторов: популярный справочник / под ред. О. Гусевой. М.: Музыка, 1990.
  15. Уолпол Г. Готический роман: замок Отранто // Готический роман: замок Отранто. Итальянец. Аббатство кошмаров: повести, роман / под ред. Н. Любимовой. М.: Эксмо, 2008.
  16. Фуртай Ф. Ars et Schola. Теория изобразительного искусства в Средние века. СПб.: ЭЙДОС, 2010.
  17. Carlson E. The Gothic Vocabulary of Fear // The Journal of English and Germanic Philology. 2012. Vol. 111 (3).
  18. The Oxford Book of Gothic Tales / ed. by Ch. Baldick. N. Y.: Oxford University Press, 2009.

Информация об авторах

Морщинский Владислав Сергеевич

к. филол. н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Чересюк Полина Андреевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 мая 2022.
  • Опубликована: 29 июля 2022.

Ключевые слова

  • Г. Ф. Лавкрафт
  • готика
  • романтизм
  • традиция
  • рассказ
  • H. P. Lovecraft
  • Gothic
  • Romanticism
  • tradition
  • story

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)