• Научная статья
  • 29 июля 2022
  • Открытый доступ

Имена собственные как лексические средства реализации концепта BUSINESSMAN в романе Чарльза Диккенса “Dombey and Son”

Аннотация

Цель исследования - выявить потенциал имен собственных в реализации концепта BUSINESSMAN в романе Чарльза Диккенса “Dombey and Son”. В статье рассматриваются лексические средства реализации концепта BUSINESSMAN, выявляется понятийный компонент концепта, анализируются его признаки во взаимосвязи трехкомпонентной структуры понятийного, эмоционального и образного элементов. Научная новизна исследования заключается в расширении смыслового поля концепта BUSINESSMAN посредством анализа имен собственных на языковом материале романа Чарльза Диккенса “Dombey and Son”. В результате доказано, что изучение классического художественного произведения “Dombey and Son” дополняет понятийный компонент, раскрывая дополнительные признаки концепта BUSINESSMAN на ценностном и образном уровне.

Источники

  1. Абдурахманова Х. Т. Концепт «knowledge - знание» в английской языковой картине мира // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 1.
  2. Аминова Ф. Ш., Талабова Т. Лексикографический анализ концепта «страх» в таджикском и английском языках // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2020. № 3.
  3. Волошина С. В., Толстова М. А. Репрезентация концепта «богатство» в диалектном дискурсе: константы и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55.
  4. Гизатова Г. К., Зорина А. В. Семантическое поле «успех» в американской и русской картинах мирах // Казанская наука. 2021. № 9.
  5. Демешкина Т. А., Волошина С. В., Толстова М. А. Репрезентация концепта «богатство» в устных автобиографических рассказах жителей сибирских сёл // С любовью к Слову: сборник статей участников Всероссийской с международным участием научной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования (г. Арзамас, 9-10 февраля 2021 г.) / отв. редактор О. В. Никифорова. Арзамас, 2021.
  6. Долгина Е. А. О роли грамматических средств выражения в художественном тексте (на материале романа Ф. С. Фитцджеральда «Великий Гэтсби») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (81). Ч. 2.
  7. Еремина М. А. Анализ словарных дефиниций слова «успех» в свете проблемы верификации лингвокультурологических построений // Научный диалог. 2021. № 2.
  8. Комарова М. М. Бинарные оппозиции в концептосфере русской сказки // Филоlogos. 2021. № 1 (48).
  9. Левченко Т. Л. Лингвостилистические особенности реализации концепта «красота» в текстовом пространстве сказки (на материале русского и английского языков) // Филологический аспект. 2019. № 4 (48).
  10. Магомедова С. О. Вербализация концепта “wealth” в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9 (87). Ч. 1.
  11. Моисеева И. Ю., Ремизова В. Ф. Интенсификаторы в английском языке: функционально-стилистический и грамматический аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.
  12. Нестерова Т. Г. Лексические репрезентации концепта «Богатство» // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32).
  13. Нестерова Т. Г., Ремизова В. Ф. Стилистические средства реализации концепта “Businessman” в романе Чарльза Диккенса “Dombey and Son” // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3 (36).
  14. Новикова И. Н. Репрезентация ценностного компонента лингвокультурного концепта «отдых» в английском, немецком и русском языках: дисс. … к. филол. н. М., 2019.
  15. Пасечкина Т. Н. О способах обогащения коммуникативного опыта обучающихся вуза в процессе формирования их коммуникативной самоэффективности // Педагогический вестник. 2020. № 14.
  16. Петрова Е. Е., Рубцова С. Ю. Вербализация концепта “quality time” // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 62.
  17. Путилина Л. В., Нестерова Т. Г. Лексико-стилистические средства выражения концепта «богатство» в сказках Оскара Уайльда // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.
  18. Ремизова В. Ф. Синтаксическая синонимия в письменной и устной формах делового стиля английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33).
  19. Скляр Е. С. Отражение морально-этических норм в русских пословицах о богатстве // Региональный вестник. 2020. № 14 (53).
  20. Словарь английских личных имён: 4000 имён / сост. А. И. Рыбакин. М.: Русский язык, 1989.
  21. Тарасова А. С. Атрибутивные средства в составе ядра семантического поля «богатство» в русском языке (на материале различных хронологических срезов) // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 7.
  22. Шумилина Н. С. Программа формирования профессионально-этической направленности личности студента вузов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4 (263).
  23. Cambridge English Dictionary. 2004. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/
  24. Dickens Ch. Dombey and Son. 1848. URL: https://royallib.com/book/Dickens_Charles/Dombey_and_Son.html
  25. Longman Business Dictionary. 2003. URL: https://www.ldoceonline.com/dictionary/business/
  26. Longman Dictionary of Contemporary English. 2003. URL: https://www.ldoceonline.com/

Информация об авторах

Нестерова Татьяна Геннадиевна

к. пед. н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Оренбургский филиал

Ремизова Валентина Федоровна

к. пед. н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Оренбургский филиал

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июня 2022.
  • Опубликована: 29 июля 2022.

Ключевые слова

  • концепт BUSINESSMAN
  • концептуальные признаки
  • смысловое поле концепта
  • имена собственные
  • BUSINESSMAN concept
  • conceptual features
  • semantic field of the concept
  • proper names

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)