• Научная статья
  • 30 сентября 2022
  • Открытый доступ

Метатекст в художественном дискурсе постмодерна: когнитивно-прагматический аспект

Аннотация

Цель исследования состоит в определении когнитивно-прагматических особенностей метатекста в постмодернистском художественном дискурсе. Научная новизна исследования заключается в изучении эксплицитных и имплицитных способов реализации метатекста в художественном дискурсе постмодерна, функционирующих на различных текстовых уровнях, а также в выяснении прагматических особенностей метатекстовых элементов. В результате исследования уточнены когнитивно-прагматические характеристики метатекстовых элементов, позволяющих автору моделировать процесс возникновения и функционирования ассоциаций читателя по поводу художественного текста и его взаимосвязей с другими текстами, а также программировать воздействие на предполагаемого адресата.

Источники

  1. Битов А. Пушкинский дом: роман. СПб.: Азбука, 2000.
  2. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8. Лингвистика текста / сост., общ. ред. и вступит. ст. Т. М. Николаевой.
  3. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург: УрГУ, 2002.
  4. Ильин И. П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: энциклопедический справочник. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Интрада; ИНИОН РАН, 1999.
  5. Кузнецова А. В. Метатекст в художественном тексте: прагматика и функции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 9.
  6. Липовецкий М. Н. Из предыстории русского постмодернизма (метапроза Владимира Набокова от «Дара» до «Лолиты») // Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.
  7. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. Структура текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: статьи, заметки, выступления (1962-1993). СПб.: Искусство-СПб, 1998.
  8. Лукина Н. В. Метаобразования как средства диалогизации художественного текста (на материале произведений Т. Толстой) // Гуманитарные исследования. 2009. № 3 (31).
  9. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст: к типологии внутритекстовых отношений. М.: Наука, 1986.
  10. Можейко М. А. Логоцентризм // Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
  11. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.
  12. Перфильева Н. П. Метатекст в аспекте текстовых категорий: монография. Новосибирск: Немо Пресс, 2006.
  13. Рябцева Н. К. Коммуникативный модус и метаречь // Логический анализ языка. Язык речевых действий / под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Наука, 1994.
  14. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
  15. Шаймиев В. А. Композиционно-синтаксические аспекты функционирования метатекста в тексте (на материале лингвистических текстов) // Русский текст. 1996. № 4.
  16. Шумарина М. Р. Рефлексив в художественном тексте: сущность и формальная типология // Теоретические и прикладные аспекты современной филологии: мат. ХIV Всерос. филол. чтений им. проф. Р. Т. Гриб (1928-1995). Красноярск: СФУ, 2009. Вып. 9.

Информация об авторах

Кудрявцева Мария Игоревна

к. филол. н.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 августа 2022.
  • Опубликована: 30 сентября 2022.

Ключевые слова

  • постмодернизм
  • художественный дискурс
  • метатекст
  • художественный текст
  • прагматика
  • postmodernism
  • artistic discourse
  • metatext
  • artistic text
  • pragmatics

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)