• Научная статья
  • 30 ноября 2022
  • Открытый доступ

Русофобия как коммуникативная стратегия

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема изучения концепта РУСОФОБИЯ с точки зрения его роли в современной коммуникации. Цель исследования - определить специфику лингвокультурного содержания и когнитивные признаки концепта РУСОФОБИЯ/RUSSOPHOBIA в современном медиадискурсе. В работе описываются когнитивные смыслы концепта в русском и английском языках на основе лингвистического анализа контекстов современных СМИ. Исследование языковых способов репрезентации данного концепта показывает, что его функционирование - неотъемлемое средство и инструмент информационной коммуникативной стратегии конфронтационного манипулирования, содержанием которой являются дискредитация, демонизация, создание негативной оценочности, фейк, насилие, агрессия, конфликт. Научная новизна исследования заключается в том, что данный концепт представлен как важный компонент единой коммуникативной стратегии информационного давления, реализуемой в процессе идеологического противодействия, формирующей эмоционально-негативное отношение к русским и русской культуре в целом. В результате исследования установлено, что ядро когнитивного поля концепта РУСОФОБИЯ образуют признаки очернения, демонизации и ослабления русской цивилизации в целом.

Источники

  1. Карасик В. И. Языковые ключи. М., 2009.
  2. Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2012. № 1.
  3. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2010.
  4. Рябова М. Ю. Фейк и мистификация: сопоставительный анализ концептов // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому как иностранному в высшей школе: коллективная монография / под ред. Е. И. Чирковой. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. Вып. 14 / отв. за вып. Л. С. Алпеева.
  5. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М., 2001.
  6. Шилова В. А., Угринович Д. А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 4 (24). URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/snsp/article/view/6086/6152. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6086
  7. Chilton P. Analysing Political Discourse. L., 2004.
  8. Chomsky N. Profit over People: Neoliberalism and Global Order. N. Y., 1999.
  9. Croft W., Cruse D. Cognitive Linguistics. Cambridge, 2004.
  10. Vodak R. Language, Power and Ideology. Studies in Political Discourse. L., 1989.

Информация об авторах

Рябова Марина Юрьевна

д. филол. н., проф.

Кемеровский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2022.
  • Опубликована: 30 ноября 2022.

Ключевые слова

  • коммуникативная стратегия
  • русофобия
  • концепт
  • манипуляция
  • конфронтация
  • communicative strategy
  • Russophobia
  • concept
  • manipulation
  • confrontation

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)