• Научная статья
  • 30 ноября 2022
  • Открытый доступ

Медиатизация образовательного дискурса как изменение его регулятивных правил

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении признаков медиатизации образовательного дискурса, касающихся изменения регулятивных правил его построения в зависимости от предполагаемых адресантом особенностей социолингвистического портрета адресата. Научная новизна работы заключается в том, что изучаются дифференцированный характер популяризации образовательного дискурса, связь этой дифференциации с некоторыми социальными признаками участников коммуникации. Материалом исследования послужили четыре выпуска образовательных программ: три монолога и интервью. Выступления ведущих были сопоставлены по значениям следующих параметров: знание социальных диалектов; сведения об использовании просторечия; представление о соотношении средств литературного языка (книжного функционального стиля) и разговорного стиля; социальное положение и экономический статус; образование; следование моде; знакомство со стандартными коммуникативными ситуациями и правилами речевого поведения в них. В результате сопоставления полученных показателей выявлена социолингвистическая дифференциация образовательного медиадискурса, определены параметры, представляющие наибольший интерес для дальнейшего изучения.

Источники

  1. Бернстейн Б. Социальный класс и педагогическая практика // Теоретические вопросы образования: хрестоматия / сост. и под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. Мн., 2013.
  2. Браффи К. А. Образование как разговор // Теоретические вопросы образования: хрестоматия / сост. и под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. Мн., 2013.
  3. Бурдье П. О производстве и воспроизводстве легитимного языка // Отечественные записки. 2005. № 2.
  4. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2017.
  5. Герген К. Дж., Уортам С. Социальное конструирование и педагогическая практика // Теоретические вопросы образования: хрестоматия / сост. и под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. Мн., 2013.
  6. Клушина Н. И. Национальный стиль и медийный вариант языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (193).
  7. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8 «Литературоведение. Журналистика». 2008. Вып. 7.
  8. Conboy M. The Language of Newspapers: Socio-Historical Perspectives. L.: Continuum, 2010. URL: http://ru.scribd.com/doc/85458084/Language-of-Newspapers
  9. Hout T. V., Burger P. Mediatization and the Language of Journalism // Tilburg Papers in Culture Studies. 2015. Paper 131. URL: http://www.academia.edu/11859992
  10. Manovich L. The Language of New Media. Cambridge - L.: MIT Press, 2001.

Информация об авторах

Буторина Елена Петровна

д. филол. н., доц.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 октября 2022.
  • Опубликована: 30 ноября 2022.

Ключевые слова

  • медиатизация
  • образовательный дискурс
  • регулятивные правила
  • социолингвистика
  • русский язык
  • mediatisation
  • educational discourse
  • regulatory rules
  • sociolinguistics
  • Russian language

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)