• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

Композиционно-структурные особенности и презентация художественного мира романа в немецкоязычной прикнижной аннотации

Аннотация

В статье рассматриваются структурные особенности текста прикнижной аннотации и лингвостилистические приемы, используемые для презентации художественного мира романа. На материале текстов, представленных на онлайн-площадках немецких книжных магазинов, предпринят комплексный анализ основных композиционных и языковых характеристик прикнижной аннотации. Так как в условиях онлайн-торговли у читателя отсутствует возможность непосредственного контакта с художественным изданием, роль текстовой информации значительно возрастает, повышаются требования к композиции, смысловой структуре и языковому оформлению прикнижной аннотации. Научная новизна работы состоит в выявлении не характерного для российского книгоиздания структурного элемента аннотации, а именно подзаголовка, сближающего жанр прикнижной аннотации с рекламным текстом. Продемонстрировано, как при помощи богатого арсенала языковых средств, служащих для описания завязки, пространственно-временного континуума книги и характеристики героев, текст аннотации знакомит читателя с особенностями художественного мира романа и мотивирует к приобретению книги. Целью исследования является описание современных тенденций построения текстов аннотации. В результате исследования было обосновано, что в тексте немецкоязычной прикнижной аннотации одинаково важны как репрезентативная, так и воздействующая функции.

Источники

  1. Агаркова О. А., Макшанова Т. В. Эволюция прикнижной аннотации // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69).
  2. Анисимова Т. В. Принципы классификации жанров рекламы книги // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2016. № 4.
  3. Викулова Л. Г., Иванова Л. С. Лингвопрагматические особенности прикнижной аннотации во французском издательском дискурсе // Magister Dixit. 2014. № 2 (14).
  4. Евграфова Ю. А. Гипотипозис в гетерогенных экранных текстах на примере АСМР-видео // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2022. № 2.
  5. Зирка В. В., Хабарова Н. А. Функциональные особенности текстов аннотаций (на материале русскоязычных аннотаций к художественным произведениям) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. № 2-1.
  6. Колесникова О. И. Персуазивный текст издательской аннотации: лингвокультурный аспект // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020. № 22.
  7. Назарова А. Д. Прагматические и структурно-семантические особенности аннотации типа “blurb” // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78640
  8. Первухина С. В. Композиционные и прагматические характеристики аннотаций как вторичных текстов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 8.
  9. Стексова Т. И., Праско М. В. Издательская аннотация в читательском восприятии // Библиосфера. 2014. № 4.
  10. Behrens J. Book on Demand: Auswirkungen auf den deutschen Buchmarkt. Norderstedt: BoD, 2017.

Информация об авторах

Ивина Людмила Валерьевна

к. филол. н., доц.

Московский государственный лингвистический университет

Челикова Александра Владиславовна

к. филол. н.

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 декабря 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • прикнижная аннотация
  • композиционно-смысловая структура
  • речевой жанр
  • пространственно-временной континуум
  • book summary
  • compositional-semantic structure
  • speech genre
  • space-time continuum

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)