Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа
Аннотация
В статье рассматриваются отношения между средствами массовой информации и религией, а также особенности религиозного дискурса и его базовые концепты. Более подробно анализируется русский религиозный медиадискурс, основными жанрами которого в настоящее время являются проповедь, торжественная речь, лекция, интервью, авторская передача, а основным концептом, вокруг которого выстраиваются различные национальные скрипты, - концепт ВЕРА. Цель исследования - выявление признаков базовых концептов, а также семантической наполненности концепта ВЕРА в разных видах религиозного дискурса, в том числе медийном. Научная новизна исследования заключается в системном рассмотрении концепта ВЕРА в религиозном медиадискурсе и выявлении отличий от его экспликации в других видах религиозного дискурса (библейском, святоотеческом), а также в массовом национальном обыденном сознании. В результате доказано, что концепт ВЕРА (вера в существование Бога) в библейском и святоотеческом дискурсах является базовой ценностью, но представлен как аксиома в отличие от религиозного российского медиадискурса. Выявлен факт отсутствия слитности концепта ВЕРА с концептом РЕЛИГИЯ в русском языковом сознании. Коннотативные семы концепта ВЕРА раскрываются в русском православном медиадискурсе через такие противопоставления, как ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ, ПОСТ - ДИЕТА, МУДРОСТЬ - УМ и др.
Источники
- Балашова Е. Ю. Номинативная плотность лингвокультурного концепта ВЕРА/FAITH в русском и английском языках // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 2 (10).
- Гоголюк Ю. Е. Концепт ВЕРА в античной философии и библейском дискурсе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2010. № 20 (91). Вып. 14.
- Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования: сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 3.
- Казнина Е. Б. Концепт ВЕРА в диалогическом христианском дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Кожемякин Е. А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2011. № 2 (97).
- Олешков М. Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / отв. ред. М. Ю. Олешков. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, 2009.
- Парахневич Е. В. Концепт ВЕРА в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2012. № 2.
- Полонский А. В. Культурный статус медийного текста // Медиалингвистика. 2016. № 1 (11).
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Талапова Т. А. Концепт ВЕРА/НЕВЕРИЕ в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Абакан, 2009.
- Ширяева Т. А. Когнитивная модель делового дискурса. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2006.
- Denton L. M., Flory R. Back-Pocket God: Religion and Spirituality in the Lives of Emerging Adults. N. Y.: Oxford University Press, 2020.
- Gil A., Gili G. Transmission or “Creative Fidelity”? The Institutional Communicator’s Role in the Church Today // Church, Communication and Culture. 2020. Vol. 5. Iss. 3.
- Gobber G. The Scarlet Letter of “Post-Truth”: The Sunset Boulevard of Communication // Church, Communication and Culture. 2019. Vol. 4. Iss. 3.
- Ryabchenko N. A., Katermina V. V., Malysheva O. P. Political Content Management: New Linguistic Units and Social Practices // Church, Communication and Culture. 2019. Vol. 4. Iss. 3.
- Scannell P. Media and Religion // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38. Iss. 1.
- Scheitle C. P., Kowalski B. M., Hudnall E. B., Dabbs E. Religion, Family, and Career among Graduate Students in the Sciences // Journal for the Scientific Study of Religion. 2020. Vol. 3.
- Sparviero S. A Digital Platform for Ethical Advertising and Hybrid Business Models for News Organizations: Are They Greening Methods for “News Deserts”? // Media, Culture & Society. 2021. Vol. 1. Iss. 12.
- Vanzini M. What Kind of Trust in the Church? A Theological Reflection // Church, Communication and Culture. 2020. Vol. 5. Iss. 3.
- Wulff D. M. Prototypes of Faith: Findings with the Faith Q-Sort // Journal for the Scientific Study of Religion. 2019. Vol. 58. Iss. 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 16 декабря 2022.
- Опубликована: 31 января 2023.
Ключевые слова
- концепт ВЕРА
- религиозный дискурс
- медиадискурс
- медиатизация религии
- речевое воздействие
- FAITH concept
- religious discourse
- media discourse
- mediatisation of religion
- speech influence
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»