• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа

Аннотация

В статье рассматриваются отношения между средствами массовой информации и религией, а также особенности религиозного дискурса и его базовые концепты. Более подробно анализируется русский религиозный медиадискурс, основными жанрами которого в настоящее время являются проповедь, торжественная речь, лекция, интервью, авторская передача, а основным концептом, вокруг которого выстраиваются различные национальные скрипты, - концепт ВЕРА. Цель исследования - выявление признаков базовых концептов, а также семантической наполненности концепта ВЕРА в разных видах религиозного дискурса, в том числе медийном. Научная новизна исследования заключается в системном рассмотрении концепта ВЕРА в религиозном медиадискурсе и выявлении отличий от его экспликации в других видах религиозного дискурса (библейском, святоотеческом), а также в массовом национальном обыденном сознании. В результате доказано, что концепт ВЕРА (вера в существование Бога) в библейском и святоотеческом дискурсах является базовой ценностью, но представлен как аксиома в отличие от религиозного российского медиадискурса. Выявлен факт отсутствия слитности концепта ВЕРА с концептом РЕЛИГИЯ в русском языковом сознании. Коннотативные семы концепта ВЕРА раскрываются в русском православном медиадискурсе через такие противопоставления, как ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ, ПОСТ - ДИЕТА, МУДРОСТЬ - УМ и др.

Источники

  1. Балашова Е. Ю. Номинативная плотность лингвокультурного концепта ВЕРА/FAITH в русском и английском языках // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 2 (10).
  2. Гоголюк Ю. Е. Концепт ВЕРА в античной философии и библейском дискурсе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2010. № 20 (91). Вып. 14.
  3. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования: сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 3.
  4. Казнина Е. Б. Концепт ВЕРА в диалогическом христианском дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004.
  5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  6. Кожемякин Е. А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2011. № 2 (97).
  7. Олешков М. Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / отв. ред. М. Ю. Олешков. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, 2009.
  8. Парахневич Е. В. Концепт ВЕРА в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2012. № 2.
  9. Полонский А. В. Культурный статус медийного текста // Медиалингвистика. 2016. № 1 (11).
  10. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  11. Талапова Т. А. Концепт ВЕРА/НЕВЕРИЕ в русской языковой картине мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Абакан, 2009.
  12. Ширяева Т. А. Когнитивная модель делового дискурса. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2006.
  13. Denton L. M., Flory R. Back-Pocket God: Religion and Spirituality in the Lives of Emerging Adults. N. Y.: Oxford University Press, 2020.
  14. Gil A., Gili G. Transmission or “Creative Fidelity”? The Institutional Communicator’s Role in the Church Today // Church, Communication and Culture. 2020. Vol. 5. Iss. 3.
  15. Gobber G. The Scarlet Letter of “Post-Truth”: The Sunset Boulevard of Communication // Church, Communication and Culture. 2019. Vol. 4. Iss. 3.
  16. Ryabchenko N. A., Katermina V. V., Malysheva O. P. Political Content Management: New Linguistic Units and Social Practices // Church, Communication and Culture. 2019. Vol. 4. Iss. 3.
  17. Scannell P. Media and Religion // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38. Iss. 1.
  18. Scheitle C. P., Kowalski B. M., Hudnall E. B., Dabbs E. Religion, Family, and Career among Graduate Students in the Sciences // Journal for the Scientific Study of Religion. 2020. Vol. 3.
  19. Sparviero S. A Digital Platform for Ethical Advertising and Hybrid Business Models for News Organizations: Are They Greening Methods for “News Deserts”? // Media, Culture & Society. 2021. Vol. 1. Iss. 12.
  20. Vanzini M. What Kind of Trust in the Church? A Theological Reflection // Church, Communication and Culture. 2020. Vol. 5. Iss. 3.
  21. Wulff D. M. Prototypes of Faith: Findings with the Faith Q-Sort // Journal for the Scientific Study of Religion. 2019. Vol. 58. Iss. 3.

Информация об авторах

Козлова Елена Анатольевна

к. филол. н., доц.

Вятский государственный агротехнологический университет

Гремицкая Мария Владимировна

к. филол. н., доц.

Вятский государственный агротехнологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 декабря 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • концепт ВЕРА
  • религиозный дискурс
  • медиадискурс
  • медиатизация религии
  • речевое воздействие
  • FAITH concept
  • religious discourse
  • media discourse
  • mediatisation of religion
  • speech influence

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)