• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Проблематика и поэтика творчества А. Мариенгофа для детей («Такса-клякса», «Мяч-проказник», «Бобка-физкультурник»)

Аннотация

Цель исследования - выявить вклад А. Мариенгофа в детскую литературу - достигается в статье с помощью анализа специфики заглавий, сюжетной организации, героев, поэтических приемов в стихотворениях «Такса-клякса», «Мяч-проказник» и цикле «Бобка-физкультурник». Устанавливается соотнесенность текстов А. Мариенгофа с написанными позже произведениями С. Маршака. Научная новизна состоит в том, что анализируемый материал впервые становится предметом литературоведческого исследования, проводится сопоставление текстов А. Мариенгофа и С. Маршака для детей, выявляется связь творчества А. Мариенгофа для детей с произведениями поэта имажинистского периода, обозначаются приемы, использованные автором для привлечения внимания детской читательской аудитории. В результате доказано, что стихотворения А. Мариенгофа для детей внесли вклад в формирование советской детской литературы, т. к. в ряде случаев автор использовал или даже предугадал приемы, которые впоследствии были закреплены как показательные для такого рода текстов (завуалированный дидактизм, юмор, мотивы игры, сюжетная занимательность, внимание к предметному миру и т. д.).

Источники

  1. Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  3. Гаранина Е. А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: дисс. … д. филол. н. Самара, 1998.
  4. Гаспаров М. Л. Маршак и время // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001a.
  5. Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М. - Л.: Фортуна-Лимитед, 2001b.
  6. Гудкова В. Рождение советских сюжетов. М.: НЛО, 2008.
  7. Демидов О. Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов. М.: АСТ, 2019.
  8. Дети о языке / сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, Т. В. Кузьмина. СПб.: Союз, 2001.
  9. Костюхина М. С. Игрушка в детской литературе. СПб.: Алетейя, 2008.
  10. Лойтер С. М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 2005.
  11. Лойтер С. М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия: автореф. дисс. … д. филол. н. Петрозаводск, 2002.
  12. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких // Маршак С. Я. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Художественная литература, 1971. Т. 6.
  13. Плунгян Н. Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации. 2020. URL: https://polka.academy/materials/737
  14. Сарнов Б. Рифмуется с правдой // Маршак С. Карусель. М.: Молодая гвардия, 1962.
  15. Тернова Т. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети ХХ века. Воронеж: Воронежская областная типография, 2018.
  16. Туленков Д. А. Лев Кассиль и советская спортивная публицистика 1920-30-х годов: дисс. … к. филол. н. Саратов, 2005.
  17. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф. Денди. Монтаж. Циники. М.: НЛО, 2007.

Информация об авторах

Тернова Татьяна Анатольевна

д. филол. н., доц.

Воронежский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • А. Мариенгоф
  • С. Маршак
  • детская литература
  • поэтика
  • русская литература ХХ века
  • имажинизм
  • A. Mariengof
  • S. Marshak
  • children’s literature
  • poetics
  • Russian literature of the XX century
  • imagism

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)