• Научная статья
  • 17 мая 2023
  • Открытый доступ

Использование информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в служебной деятельности» в ведомственном вузе

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость применения информационных технологий при обучении курсантов русскому языку в ведомственном вузе в рамках актуализации программы дисциплины «Русский язык в служебной деятельности». В статье приведены интернет-ресурсы, необходимые для освоения дисциплины «Русский язык в служебной деятельности», рассмотрены возможности их применения, а также представлен фонд оценочных средств в виде контрольных вопросов и практических заданий по каждой теме учебной дисциплины. Научная новизна работы заключается в разработке содержания программы обучения дисциплине «Русский язык в служебной деятельности» в Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел России с целью формирования культуры речи сотрудника правоохранительных органов на основе активного использования информационных технологий и цифровых инструментов при изучении русского литературного языка. В результате представлена актуализированная программа обучения дисциплине «Русский язык в служебной деятельности» с обновленным содержанием, включающим пять основных тем («Русский язык как информационно-знаковая система и его использование в служебной деятельности»; «Стилистическая система современного русского языка и интернет-коммуникация»; «Нормы современного русского литературного языка в эпоху цифровых технологий»; «Язык и стиль служебных документов. Технологии обработки текстовой информации»; «Речевой этикет в служебной деятельности. Деловой цифровой этикет»); разработан фонд оценочных средств по каждой теме учебной дисциплины «Русский язык в служебной деятельности».

Источники

  1. Алёхин И. А., Айнутдинова И. Н., Трегубова Т. М. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя // Мир образования – образование в мире. 2019. № 2 (74).
  2. Битшева И. Г. Цифровизация образования: перспективы и проблемы // Развитие человека в эпоху цифровизации: сб. науч. тр.: в 2-х т. Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. Т. 1.
  3. Брыксина О. Ф., Пономарева Е. А., Сонина М. Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018.
  4. Дунская Ю. А. Цифровизация как ресурс профессионально-личностного развития педагога // Развитие человека в эпоху цифровизации: сб. науч. тр.: в 2-х т. Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. Т. 1.
  5. Кац А. С. Педагог в эпоху цифровизации: классик или новатор? // Развитие человека в эпоху цифровизации: сб. науч. тр.: в 2-х т. Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. Т. 1.
  6. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1.
  7. Павелко Н. Н. Культура педагогической цифровой компетентности в современной образовательной деятельности // Вестник Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ. 2021. № 2 (86).
  8. Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. № 3.
  9. Прокудин Д. Е. Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: дисс. … д. филос. н. СПб., 2012.
  10. Рахимова О. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении русскому языку // Научный журнал. 2020. № 2 (47).
  11. Соболева О. В. Использование электронных словарей русского языка в научно-исследовательской работе студентов (на материале интернет-конкурса «Знатоки русского языка») // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 1.

Информация об авторах

Устюжанин Виктор Николаевич

к. пед. н., проф.

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России

Марченко Лариса Валентиновна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России

Попова Ольга Александровна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 марта 2023.
  • Опубликована: 17 мая 2023.

Ключевые слова

  • информационные технологии в обучении русскому языку
  • русский язык в служебной деятельности
  • обучение в ведомственном вузе
  • фонд оценочных средств
  • формирование культуры речи сотрудника правоохранительных органов
  • information technologies in Russian language teaching
  • Russian language in official activities
  • training at a departmental university
  • pool of assessment tools
  • speech culture formation in a law enforcement officer

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)