• Научная статья
  • 15 июня 2023
  • Открытый доступ

Художественные особенности «итоговой» книги стихов И. Лиснянской «Эхо» (2005)

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу художественных особенностей «итоговой» книги стихов И. Лиснянской «Эхо» (2005). Цель исследования – выявить проблемно-тематическое и жанровое своеобразие книги стихов «Эхо». Научная новизна нашего исследования состоит в том, что впервые данное издание современной поэтессы осмысливается в заявленном аспекте. В результате было установлено: во-первых, И. Лиснянская активно разрабатывает христианские темы и мотивы, ее творчество относится к «православно-созерцательному» (Н. Н. Гордиенко) направлению в современной духовной поэзии. Во-вторых, поэтический сборник И. Лиснянской «Эхо» представляет собой сложное метажанровое образование – «итоговую» книгу стихов, построенную по жанровому канону, разработанному русскими поэтами второй половины XIX в.; ее сюжетообразующей основой являются религиозные и духовно-нравственные мотивы, важную идейно-смысловую функцию приобретают образы Голгофы, Иуды, Содома, Гоморры, Суламифи и др. В-третьих, «итоговая» книга стихов «Эхо» демонстрирует жизненный путь лирический героини, тесно слитой с образом автора; преодолевая чувство собственной вины, ответственности за несовершенства современного мира, И. Лиснянская создает поэзию «покаянной совести», в основе которой лежит путь к Богу.

Источники

  1. Барковская Н. В., Верина У. Ю., Гутрина Л. Д., Жибуль В. Ю. Книга стихов как феномен культуры России и Беларуси: монография. М. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.
  2. Верина У. Ю. Книга стихов в русской поэзии ХХ в.: многообразие жанрово-композиционных форм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика». 2016. № 3.
  3. Гордиенко Н. Н. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков в контексте православной духовной традиции: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2008.
  4. Гудкова С. П. Характер развития «итоговой» книги стихов как крупной жанровой формы в современной русской поэзии Мордовии // Вестник угроведения. 2019. № 1 (9).
  5. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4-х т. М.: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, 2003. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).
  6. Иванова Н. Длина дыхания (о стихах Инны Лиснянской) // Лиснянская И. Эхо. М.: Время, 2005.
  7. Кубатьян И. Поэзия сострадания. О творчестве Инны Лиснянской // Вестник Ереванского университета. 2015. № 3.
  8. Мирошникова О. В. Итоговая книга стихов в последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: монография. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2004.
  9. Осьмухина О. Ю., Гудкова С. П., Белоглазова Е. А. Художественное своеобразие современной православной повести («Заманчивое предложение для Маргариты» Ю. Шаманской) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. № 2 (89).
  10. Стрельникова Н. Память взгляда. 2007. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/pamiat-vzgliada/dossier_2151

Информация об авторах

Гудкова Светлана Петровна

д. филол. н., доц.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Хозяйкина Анастасия Владимировна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 апреля 2023.
  • Опубликована: 15 июня 2023.

Ключевые слова

  • И. Лиснянская
  • православная поэзия
  • лирическая героиня
  • книга стихов
  • метажанровое образование
  • I. Lisnyanskaya
  • Orthodox poetry
  • persona
  • book of poems
  • meta-genre form

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)