• Научная статья
  • 15 июня 2023
  • Открытый доступ

Лингводидактический потенциал коммуникативного интернет-словаря стикеров в обучении русскому языку как иностранному

Аннотация

Цель исследования – выявить лингводидактические возможности графических средств интернет-общения (стикеров) в качестве учебного материала, используемого на занятиях по русскому языку как иностранному для семантизации новой лексики и развития коммуникативно-речевой ком-петенции студентов. В статье подробно охарактеризован авторский коммуникативный интернет-словарь стикеров, а также в качестве примера приведён ряд словарных статей, в рамках которых толкуются лексемы в составе уже существующих стикеров, созданных российскими художниками. Научная новизна работы заключается в том, что в ней представлен проект особого лингводидакти-ческого инструмента – коммуникативного интернет-словаря стикеров, в котором раскрываются значения различных лексических единиц (этикетных формул, ономатопей, элементов сетевого жар-гона и др.) и описываются ситуации их использования в виртуальном общении. В результате иссле-дования выявлено, что стикеры как особые графические средства интернет-общения в сочетании с лингвистическим комментарием и голосовым сопровождением могут послужить вспомогательным материалом при освоении русскоязычной лексики иностранными студентами и выработке навыков её умелого использования в различных коммуникативных ситуациях.

Источники

  1. Ван С., Курьянович А. В. Жаргонизмы в речи китайской молодёжи: опыт лингвокультурологического описания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (168).
  2. Ван С., Курьянович А. В. К вопросу об интерпретации и употреблении русской жаргонной лексики китайскими инофонами // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (191).
  3. Германова О. А. Иллюстрированные и иллюстративные словари: формирование, развитие и современное состояние: автореф. дисс. … к. филол. н. Иваново, 2011.
  4. Гох О. В. Выражение эмоций посредством пиктографических знаков в интернет-языке // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 5 (25).
  5. Дорф Т. В., Мироненкова Н. Н. Типы невербальной коммуникации в обучении с позиции смыслоцентрированного подхода // Научные междисциплинарные исследования: сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. М.: КДУ; Добросвет, 2021.
  6. Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2016. № 2.
  7. Касарова В. Г. К вопросу о необходимости использования русского сленга в иностранной аудитории: за и против // Вопросы педагогики. 2021. № 9-2.
  8. Киселева Л. А., Тодосиенко З. В., Лукманова Р. Р., Куулар Е. М. О. Метафора как средство визуализации объекта наименования в медиатекстах (на материале русского, английского, татарского и тувинского языков) // Новые исследования Тувы. 2022. № 4.
  9. Королева С. Б., Полозова К. А. Комиксы в обучении РКИ: источники и приемы работы // Национальная ассоциация учёных. 2020. № 59.
  10. Красовская Н. А. Коммуникативные символы сетевого общения: культурологический аспект // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. № 3 (39).
  11. Крылова М. Н. Способы выражения эмоций в социальных сетях // Филология и литературоведение. 2016. № 1.
  12. Матусевич А. А. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: дисс. ... к. филол. н. Киров, 2016.
  13. Минакова Н. А., Талыбина Е. В. Жаргонная лексика в обучении РКИ // Русистика. 2013. № 4.
  14. Охотникова М. А. Молодёжный сленг в преподавании русского языка как иностранного // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. науч. тр. по мат. междунар. науч.-практ. конф.: в 6-ти ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2017. Ч. I.
  15. Поддубная Я. Н., Котов К. С. Эмодзи как инновационный ресурс в обучении студентов педагогических вузов иностранному языку // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5.
  16. Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1988.
  17. Симакова С. И. Визуальный поворот – новая философия образа в средствах массовой коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114.
  18. Jewitt C. The Routledge Handbook of Multimodal Analysis. L.: Routledge, 2014.
  19. Kress G., Leeuwen T. van. Reading Images: The Grammar of Visual Design. N. Y.: Routledge, 2006.

Информация об авторах

Киселева Лариса Айратовна

д. филол. н., проф.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Дусеева Эрика Ильгамовна

Уфимский университет науки и технологий

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 апреля 2023.
  • Опубликована: 15 июня 2023.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • интернет-коммуникация
  • словарь стикеров
  • коммуникативная ситуация
  • лингводидактика
  • Russian as a foreign language
  • Internet communication
  • dictionary of stickers
  • communicative situation
  • linguodidactics

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)