Арлекинадный гротеск в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун»
Аннотация
Цель исследования – выявить особенности арлекинадного гротеска в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун». В статье кратко излагаются основные подходы к изучению данного произведения, анализируется система образов, раскрываются содержание понятия «арлекинадный гротеск» и причины обращения к нему Лоуренса. Выявляются аллюзии на известные английские пантомимы XVII и XIX вв. В результате выдвигается гипотеза о том, что писатель намеренно обратился к композиции и образности английской пантомимы с целью романтизировать и театрализовать повествование, усилив при этом его комическое звучание. Кроме того, устанавливается, что арлекинадный гротеск, элементом которого в «Мистере Нуне» является английская пантомима, призван выстроить диалог с литературными и театральными традициями прошлого и выступить в качестве инструмента авторской иронии и самоиронии. Научная новизна исследования заключается как в неизученности романа «Мистер Нун» в российском литературоведении (в силу того, что роман так и не был переведен на русский язык, никто из российских исследователей ещё не писал об этом произведении), так и в отсутствии исследований, посвящённых арлекинадному гротеску в творчестве Лоуренса. В данной статье впервые раскрывается влияние английской пантомимы на Лоуренса и её роль в формировании авторского гротеска, имеющего первостепенное значение в понимании авторского замысла.
Источники
- Burden R. Radicalizing Lawrence: Critical Interventions in the Reading and Reception of D. H. Lawrence’s Narrative Fiction. Leiden: Brill, 2021.
- Fisher J. The Theatre of Yesterday and Tomorrow: Commedia Dell’Arte on the Modern Stage. Lewiston: The Edwin Mellen Press, 1992.
- Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot: The Commedia Dell’Arte and the Modern Imagination. University Park: The Pennsylvania State University Press, 1993.
- Hoshi K. D. H. Lawrence and Pre-Einsteinian Modernist Relativity. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019.
- Jackson D., Blanchard L. Mr. Noon’s Critical Reception 1984-1988 // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.
- Leone M. Shapes of Openness: Bakhtin, Lawrence, Laughter. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010.
- O’Brien J. Harlequin Britain: Pantomime and Entertainment, 1690-1760. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004.
- Richards J. The Golden Age of Pantomime: Slapstick, Spectacle and Subversion in Victorian England. L.: Bloomsbury Publishing, 2014.
- Rudlin J.Commedia Dell’Arte: An Actor’s Handbook. L. – N. Y.: Routledge, 1994.
- Vasey L., Worthen J. Mr. Noon // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
- Опубликована: 11 сентября 2023.
Ключевые слова
- Д. Г. Лоуренс
- роман
- арлекинадный гротеск
- пантомима
- театр
- D. H. Lawrence
- novel
- harlequinade grotesque
- pantomime
- theatre
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»