• Научная статья
  • 11 сентября 2023
  • Открытый доступ

Арлекинадный гротеск в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун»

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности арлекинадного гротеска в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун». В статье кратко излагаются основные подходы к изучению данного произведения, анализируется система образов, раскрываются содержание понятия «арлекинадный гротеск» и причины обращения к нему Лоуренса. Выявляются аллюзии на известные английские пантомимы XVII и XIX вв. В результате выдвигается гипотеза о том, что писатель намеренно обратился к композиции и образности английской пантомимы с целью романтизировать и театрализовать повествование, усилив при этом его комическое звучание. Кроме того, устанавливается, что арлекинадный гротеск, элементом которого в «Мистере Нуне» является английская пантомима, призван выстроить диалог с литературными и театральными традициями прошлого и выступить в качестве инструмента авторской иронии и самоиронии. Научная новизна исследования заключается как в неизученности романа «Мистер Нун» в российском литературоведении (в силу того, что роман так и не был переведен на русский язык, никто из российских исследователей ещё не писал об этом произведении), так и в отсутствии исследований, посвящённых арлекинадному гротеску в творчестве Лоуренса. В данной статье впервые раскрывается влияние английской пантомимы на Лоуренса и её роль в формировании авторского гротеска, имеющего первостепенное значение в понимании авторского замысла.

Источники

  1. Burden R. Radicalizing Lawrence: Critical Interventions in the Reading and Reception of D. H. Lawrence’s Narrative Fiction. Leiden: Brill, 2021.
  2. Fisher J. The Theatre of Yesterday and Tomorrow: Commedia Dell’Arte on the Modern Stage. Lewiston: The Edwin Mellen Press, 1992.
  3. Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot: The Commedia Dell’Arte and the Modern Imagination. University Park: The Pennsylvania State University Press, 1993.
  4. Hoshi K. D. H. Lawrence and Pre-Einsteinian Modernist Relativity. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019.
  5. Jackson D., Blanchard L. Mr. Noon’s Critical Reception 1984-1988 // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.
  6. Leone M. Shapes of Openness: Bakhtin, Lawrence, Laughter. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010.
  7. O’Brien J. Harlequin Britain: Pantomime and Entertainment, 1690-1760. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004.
  8. Richards J. The Golden Age of Pantomime: Slapstick, Spectacle and Subversion in Victorian England. L.: Bloomsbury Publishing, 2014.
  9. Rudlin J.Commedia Dell’Arte: An Actor’s Handbook. L. – N. Y.: Routledge, 1994.
  10. Vasey L., Worthen J. Mr. Noon // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.

Информация об авторах

Косарева Анна Александровна

к. филол. н.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
  • Опубликована: 11 сентября 2023.

Ключевые слова

  • Д. Г. Лоуренс
  • роман
  • арлекинадный гротеск
  • пантомима
  • театр
  • D. H. Lawrence
  • novel
  • harlequinade grotesque
  • pantomime
  • theatre

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)