• Научная статья
  • 25 января 2024
  • Открытый доступ

Синтез европейских и национальных традиций в поэзии Дины Мамчуевой

Аннотация

В статье исследуется творчество известной карачаево-балкарской поэтессы Дины Мамчуевой, новаторство которой недостаточно изучено, несмотря на то что она внесла большой вклад в развитие национальных поэтических структур и давно заняла место на литературном Олимпе Северо-Кавказского региона. Новаторство Д. Мамчуевой проявилось как в тематике произведений, так и в поэтике, прежде всего во внедрении нового жанра в карачаево-балкарскую поэзию – жанра сонета в его оригинальной форме, а также в придании новых черт классическому карачаево-балкарскому стихосложению. Цель исследования – выявить особенности стихосложения Д. Мамчуевой, их обусловленность новыми обстоятельствами культуры – широким распространением переводов Шекспира и других поэтов – приверженцев классического сонета на русский язык, что стало школой мастерства для многих авторов. Научная новизна исследования видится в том, что в работе впервые раскрывается комплекс поэтических приемов, используемых Д. Мамчуевой при организации стиха, пристрастие к жанру сонета и одновременно приверженность к карачаево-балкарской системе стихосложения, что является спецификой ее творчества. Результаты научного исследования показали актуальность темы, выявили богатство и своеобразие поэтического мастерства автора. Избранный ракурс исследования продемонстрировал важность его для понимания творческих поисков Д. Мамчуевой в области стихосложения и значимость для понимания формальных и семантических структур авторской поэтики, а также необходимость дальнейшего изучения нововведений автора в национальную литературу, в первую очередь в поэзию.

Источники

  1. Атабиева А. Д. Лирика Т. Зумакуловой. Традиции и новаторство: автореф. дисc. … к. филол. н. Нальчик, 2002.
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  3. Биттирова Т. Ш. Творчество поэтов-билингвов как показатель постсоветской идентичности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 1 (57).
  4. Брус (Шкарупин) В. Несколько слов о поэме «Карачай» // Мамчуева Д. Карачай. Поэма в сонетах. Черкесск, 2007.
  5. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.
  6. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
  7. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1982.
  8. Узденова Ф. Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа. Формирование парадигмы жанра. Нальчик, 2001.
  9. Хабичева З. Карачаевский театр. Истоки, самодеятельность, профессиональная деятельность. М., 2012.
  10. Adiloğlu A. Sovyet döneminde Karaçay-Malkar edebiyâtı. Ankara, 2005.

Информация об авторах

Биттирова Тамара Шамсудиновна

д. филол. н.

Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 декабря 2023.
  • Опубликована: 25 января 2024.

Ключевые слова

  • Дина Мамчуева
  • новаторство и традиции
  • карачаево-балкарская поэзия
  • жанр сонета
  • Dina Mamchuyeva
  • innovation and traditions
  • Karachay-Balkarian poetry
  • sonnet genre

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)