• Научная статья
  • 26 января 2024
  • Открытый доступ

Фольклорная символика рассказа И. Бунина «Ворон»

Аннотация

Статья посвящена поэтологическому анализу рассказа Ивана Бунина «Ворон» (1944), входящему в цикл новелл о любви «Темные аллеи». Исследование предпринято с целью осмыслить роль фольклора в формировании поэтического мира бунинского рассказа о любви, выявить эмоционально-эстетические ракурсы рассказовых образов, мотивов, центрального конфликта рассказа, затекстово обусловленного и опосредованного фольклорной символикой. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые детально проанализированы рассказ «Ворон», его персонажная система (образы отца, сына, дочери, Елены Николаевны) и выявлены важнейшие фольклорные составляющие центрального конфликта рассказа (любовного конфликта). В результате показано, что активное обращение к фольклорной символике (фольклоризированный концепт «ворон», цветовая палитра фольклора), близкой и понятной парижскому содружеству русских эмигрантов, позволяло Бунину как приверженцу и последователю национальных традиций (фольклорных в том числе) привнести в текст рассказа дополнительные поэтические интенции, пронизанные знакомой с детства образностью и яркой сказочной эмоциональностью, приблизить восприятие текста, созданного в эмиграции, к ностальгическому воспоминанию о покинутой родине – России.

Источники

  1. Благасова Г. М., Колесникова Л. С. Роль красок, звуков, запахов в книге И. А. Бунина «Тёмные аллеи» // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрёстке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез: сб. науч. статей / редкол.: Л. Н. Разинкова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
  2. Богданова О. В. «Темные аллеи» и другие рассказы И. А. Бунина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  3. Брагина А. А. Зачем мы читаем? // Русский язык в школе и в семье. 2004. № 4.
  4. Глинина О. Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 1999.
  5. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» (психологические заметки) // Русская литература. 1996. № 3.
  6. Грудцина Е. Л. Поэтика И. А. Бунина. «Темные аллеи»: дисс. … к. филол. н. Ижевск, 1999.
  7. Егорова О. Г. Единство в многообразии: о книге И. Бунина «Тёмные аллеи». Астрахань, 2002.
  8. Ерёмина О. Концепция любви в рассказах И. А. Бунина // Литература. 2003. 1-7 ноября. № 41.
  9. Ефремов В. А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 1999.
  10. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М.: Наука, 1979.
  11. Сачинава Н. Г. Стратегии интерпретации рассказа И. А. Бунина «Ворон» в контексте интегрального анализа // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 1 (40).
  12. Сливицкая О. В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. М.: РГГУ, 2004.
  13. Спивак Р. С. Энергожизнь рассказа И. Бунина «Темные аллеи» // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 4 (10).
  14. Сумцов Н. Ф. Ворон в народной словесности. М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1890.
  15. Сухих И. Н. Русская любовь в темных аллеях («Темные аллеи» И. Бунина) // Серебряный век русской литературы: сб. / сост. О. В. Богданова. СПб.: Факультет филологии и искусств, 2009.
  16. Хазан В. Эротические функции одежды в цикле рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» // Русская литература ХХ века в контексте европейской культуры / гл. ред. Х. Вихма. Таллинн: Таллиннский пед. ун-т, 1998.
  17. Штерн М. С. В поисках утраченной гармонии. Проза И. А. Бунина 1930-1940-х годов. Омск: ОмГПУ, 1997.

Информация об авторах

Лю Миньцзе

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 декабря 2023.
  • Опубликована: 26 января 2024.

Ключевые слова

  • И. Бунин
  • рассказ «Ворон»
  • система героев
  • композиция
  • фольклор
  • I. Bunin
  • short story “The Raven”
  • character system
  • composition
  • folklore

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)