Социальная проблематика очерков М. Горького о кинематографе в историческом контексте
Аннотация
Целью исследования является установление особенностей представления о кинематографе на начальном этапе его существования. Материалом исследования становятся очерки и рассказы М. Горького, напечатанные в газетах «Нижегородский листок» и «Одесские новости» во время Всероссийской торгово-промышленной выставки 1896 г., и статьи этого периода в нижегородской прессе. Привлечены классические и новейшие горьковедческие и киноведческие труды. Научная новизна исследования заключается в том, что обращение к рассказу «Отомстил…» и восстановление связанного с ним публицистического контекста осуществлены впервые. Посредством комплексного анализа очерков Горького о кинематографе и рассказа «Отомстил…» прослеживается механизм трансформации публицистических текстов в художественный через проблемно-тематический и образно-мотивный комплексы. Привлечение широкого круга статей в синхронной прессе позволяет обнаружить глубокую включенность произведений писателя в современный ему социально-бытовой контекст. В результате исследования расширяется круг горьковских текстов, связанных с кинематографом, выявляются социальные истоки отношения Горького к кинематографу и его представление об искусстве экрана как иллюзорном идеальном мире, противопоставленном суровой реальности жизни.
Источники
- Аннинский Л. А. Лев Толстой и кинематограф. М.: Искусство, 1980.
- Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005.
- Блохина В. Н., Либединская Л. Б. М. Горький в родном городе. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976.
- Брейтбург С. Горький и киноискусство // Искусство кино. 1949. № 4.
- Вайсфельд И. В. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961.
- Вишневский В. Е. Горький о кино // Искусство кино. 1951. № 1.
- Вишневский В. Е. Максим Горький и кино (по материалам Историко-архивного кабинета НИКФИ) // Пролетарское кино. 1932. № 19/20.
- Нефедова И. М. Максим Горький. Л.: Просвещение, 1971.
- Спиридонова Л. А. М. Горький – мыслитель, художник, человек. М.: ИМЛИ РАН, 2022.
- Труайя А. Горький. СПб.: Амфора, 2016.
- Уртминцева М. Г., Янина П. Е. Проблема культуры в цикле М. Горького «Беглые заметки» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 2 (27).
- Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930 гг. Рига: Зинатне, 1991.
- Guneratne A. R. The Birth of a New Realism: Photography, Painting and the Advent of Documentary Cinema // Film, Photography and Television. 1998. Vol. 10. No. 2.
- Gunning T. “Animated Pictures”: Tales of Cinema’s Forgotten Future, after 100 Years of Films // Reinventing Film Studies / ed. by C. Gledhill, L. Williams. Oxford: Oxford University Press, 2000.
- Hidalgo S., Pelletier L. Le mystère du «grand tableau gris»: l’animation des images fixes dans les premières projections cinématographiques // 1895. Mille huit cent quatre-vingt-qinze. 2017. N. 82. https://doi.org/10.4000/1895.5374
- Pozner V. Gorki au cinématographe. P.: AFRHS, 2023.
- Pozner V. Gorki au cinématographe: «J’etais hier au royaume des ombres…» // 1895. Mille huit cent quatre-vingt-qinze. 2006. N. 50. https://doi.org/10.4000/1895.1232
- Spectacle of the Real: From Hollywood to Reality TV and Beyond / ed. by G. King. Bristol – Portland: Intellect Books, 2005.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 октября 2023.
- Опубликована: 30 января 2024.
Ключевые слова
- М. Горький
- Всероссийская выставка 1896 г
- кинематограф
- очерки
- Нижний Новгород
- M. Gorky
- All-Russia Exhibition 1896
- cinema
- essays
- Nizhny Novgorod
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»