• Научная статья
  • 15 февраля 2024
  • Открытый доступ

Лингво-когнитивные механизмы метафоризации в дискурсе COVID-19 (на материале русскоязычных СМИ)

Аннотация

Цель исследования состоит в доказательстве продуктивности военной метафоры, отражающей восприятие ситуации борьбы против коронавируса как аналога военной битвы. Научная новизна работы заключается в том, что проведены систематизация и интерпретация языковых и концептуальных метафор в структуре и содержании ментального фрейма COVID-19. В результате исследования выявлено, что доступ к содержанию фрейма обеспечивают именные метафоры, доступ к сценарию фрейма – глагольные метафоры. Функциональность фрейма поддерживают концептуальные метафоры. Наиболее продуктивными лингво-когнитивными механизмами метафоризации, которые позволяют идентифицировать концептуальные метафоры ПАНДЕМИЯ – ЭТО ВОЙНА, КОРОНАВИРУС – ЭТО ВРАГ, являются: использование военной лексики с метафорическим значением; подмена концептов ПАНДЕМИЯ, ВОЙНА, ВРАГ, БОЛЕЗНЬ; сценарий «коронавирус SARS-CoV-2 представляет угрозу для жизни человека» в ментальном фрейме COVID-19. В этом ментальном фрейме происходит подмена концептов как основа манипулирования языковым сознанием, что позволяет предположить, что социальным заказом для СМИ является создание семантической отрицательности концепта ПАНДЕМИЯ в когнитивной сфере человека.

Источники

  1. Бирдсли М. Метафорическое сплетение / пер. с англ. Н. Н. Перцовой // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  2. Вежбицкая А. Сравнение – градация – метафора / пер. с польск. Г. Е. Крейдлина // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  3. Гуляева Е. А., Клюкина Ю. В., Давыдова Е. И., Мордовина Т. В. Репрезентация концепта «пандемия» в ведущих англоязычных СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
  4. Гуляева Е. А., Клюкина Ю. В., Давыдова Е. И., Шиповская А. А. Концепт «пандемия» в текстах современных российских СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89).
  5. Коровина Е. В., Степанова Н. В. Семантико-когнитивный анализ концепта PANDEMIC (на материале англоязычных медиатекстов) // Дискурс. 2022. Т. 8. № 3.
  6. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. Н. В. Перцова // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  7. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры / пер. с англ. В. В. Туровского // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  8. Хахалова С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры: монография. Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2011.
  9. Хахалова С. А. Новые сценарии в ментальной модели мира человека, обусловленные вызовами времени // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021а. № 10.
  10. Хахалова С. А. Специфика взаимосвязи перцептов, репрезентаций, фреймов и концептов в ментальной модели мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021b. Т. 14. № 4.
  11. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений / пер. с англ. Н. В. Перцова // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.

Информация об авторах

Дадуева Александра Сократовна

Иркутский государственный медицинский университет

Хахалова Светлана Алексеевна

д. филол. н., проф.

Иркутский государственный медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 января 2024.
  • Опубликована: 15 февраля 2024.

Ключевые слова

  • дискурс COVID-19
  • пандемия
  • коронавирус
  • концепт
  • концептуальная метафора
  • COVID-19 discourse
  • pandemic
  • coronavirus
  • concept
  • conceptual metaphor

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)