• Научная статья
  • 23 августа 2024
  • Открытый доступ

Метафорическая реализация образа музыки в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

Аннотация

Цель исследования – определить специфику функционирования метафорических образных единиц в художественном тексте, участвующих в моделировании художественного образа. В статье рассматриваются вопросы функционирования метафоры в художественном дискурсе, дается типология образных единиц, в основе которой – дихотомия «узуальное/языковое – индивидуально-авторское». Исследование проводится на материале рассказа В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка». Особое внимание уделяется описанию способов формирования базового образа музыки метафорическими средствами с учетом элементов контекста: создание внутренней рифмы, выделение ключевых метафорических моделей. Научная новизна заключается в исследовании функционирования метафорических образных единиц, являющихся трансляторами индивидуально-авторской картины мира и репрезентирующих ключевой образ сюжета, впервые анализируемых на материале рассказа В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» с позиции реализации в контексте их текстообразующего и миромоделирующего потенциала. В результате определено, что метафорические образные единицы являются носителями ключевых смыслов рассказа, участвуют в построении текста как музыкального произведения.

Источники

  1. Алексеенко М. В. Музыкальный экфрасис в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 80-летию СФ БАШГУ. Стерлитамакский филиал. Уфа, 2020.
  2. Арзямова О. В., Сутормина Ю. И. Перцептивные образы в «Далекой и близкой сказке» В. П. Астафьева // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2024. № 15 (24).
  3. Ашурова Д. У. Когнитивная сущность конвенциональной и художественной метафоры: сопоставительный анализ // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 1.
  4. Баранов А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. 2003. № 2.
  5. Блинова О. И., Юрина Е. А. Образная лексика русского языка // Язык и культура. 2008. № 1.
  6. Бобкова Ю. В. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В. П. Астафьева (на материале цикла «Затеси»): автореф. дисс. … к. филол. н. Пермь, 2007.
  7. Дзусова Б. Т. О лингвистической роли когнитивной метафоры в художественном тексте // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28).
  8. Ибатуллина Г. М. Архетипический сюжет инициации в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 1.
  9. Калинина Е. Л. Гипонимы как средство оформления художественного пространства в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» // Пушкинские чтения – 2022. Классическая и новая словесность в XXI веке: жанр, автор, текст, медиатизация: материалы XXVII международной научной конференции / отв. ред. С. А. Петрова. СПб., 2022.
  10. Калинина Е. Л. Лексическо-стилистические особенности рассказа В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» // Art Logos. 2021. № 3 (16).
  11. Камышева О. С. Метафорическое моделирование ментальной сферы «Музыка» в русской и английской художественной литературе ХХ века: дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2009.
  12. Неверович Г. А. Архетипическая мифологема «свой / чужой / другой» в художественном мире детства деревенской прозы (В. П. Астафьев «Далекая и близкая сказка») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58).
  13. Падерина Л. Н. Особенности идиостиля В. П. Астафьева (обзор имеющихся исследований) // Эпоха науки. 2016. № 6.
  14. Река жизни Виктора Астафьева / сост. В. Г. Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010.
  15. Рябых Е. Б. К вопросу о текстообразующей и интерпретирующей функциях метафор // Когнитивные исследования языка. 2017. № 30.
  16. Самигуллина А. С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении: автореф. дисс. … д. филол. н. Уфа, 2008.
  17. Сердюк Е. Н. К проблеме определения признаков художественного дискурса // Культура народов Причерноморья. 2012. № 226.
  18. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993.
  19. Склярова О. С. Метафора как лингвокогнитивный механизм формирования художественной картины мира // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147).
  20. Смирнова А. И. В. П. Астафьев и музыка // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. № 12.
  21. Тушинцева Н. Ю. Признаки современного художественного дискурса // Научный альманах. 2016. № 10-2 (24).
  22. Фадеева Н. Г. Музыкальная метафора и ее текстообразующие возможности // Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике: сборник научно-методических статей / сост. З. Р. Аглеева, Л. Ю. Касьянова. Астрахань, 2018.
  23. Хрусталева М. А., Никитина М. А. «Прекрасное» и «безобразное» в зеркале когнитивно-дискурсивного подхода к переводу // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. № 3.
  24. Чудинов А. П., Будаев Э. В. Когнитивная теория метафоры на современном этапе развития // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4 (13).
  25. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.

Информация об авторах

Демидова Татьяна Александровна

к. филол. н., доц.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Новикова Анастасия Викторовна

к. филол. н., доц.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2024.
  • Опубликована: 23 августа 2024.

Ключевые слова

  • художественный дискурс
  • В. П. Астафьев
  • музыкальная метафора
  • метафорическая модель
  • миромоделирующая функция метафоры
  • текстообразующая функция метафоры
  • literary discourse
  • V. P. Astafyev
  • musical metaphor
  • metaphorical model
  • world-modeling function of metaphor
  • text-forming function of metaphor

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)