• Научная статья
  • 5 сентября 2024
  • Открытый доступ

Война как духовно-нравственное испытание и фронтир в жизни и творчестве писателя-фронтовика Е. И. Носова

Аннотация

В статье рассматриваются рассказы писателя-фронтовика Е. И. Носова «Фагот» и «Красное вино победы», повествующие о первых днях Великой Отечественной войны и ее завершении. Исследование предпринято с целью выявления творческих механизмов реализации понимания войны как духовно-нравственного испытания и актуализации мотива фронтира как преобразующего инструмента. Проанализированы художественные средства, используемые Е. И. Носовым для передачи отношения к жизни и смерти, осознанию смысла человеческого бытия, к проблеме исторической памяти как хранителя духовно-нравственного кода нации. Обоснована концептуальная значимость передачи военных реалий не только посредством детализированных описаний боевых действий, но и эмоционально-субъективной окраской происходившего участником событий. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые военная проза Е. И. Носова проанализирована с позиции художественной репрезентации войны как духовно-нравственного испытания, вызова, через который проходят герои, переживая ее трагедию. В результате исследования, проводимого на материалах произведений писателя-фронтовика, уроженца Курской земли, долгое время бывшей российским форпостом и сегодня оказавшейся на границе боевых действий с нацизмом, выявлены художественные средства, позволившие сквозь призму индивидуального восприятия изобразить войну как фронтир для человека и целого государства.

Источники

  1. Андреева А. А. «Фронтир» как культурно-историческая категория // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 3.
  2. Аникин Д. А. Проблематика фронтира в исследованиях культурной памяти // Журнал фронтирных исследований. 2020. Т. 5. № 2 (18). https://doi.org/10.46539/jfs.v5i2.201
  3. Беляева Н. В. Тропы как средство создания образности в рассказе Е. Носова «Красное вино победы» // Курское слово. 2006. № 3.
  4. Беляева Н. В., Бобунова М. А., Дьяченко Ю. А., Климас И. С., Ларина Л. И. Словесная живопись Евгения Носова: монография. Курск: Курский государственный университет, 2013.
  5. Бобунова М. А. «Художественная лингвистика» в прозе Е. И. Носова // Курское слово. 2021. № 24.
  6. Замятина Н. Ю. Арктическая урбанизация как фронтир // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2016. № 3 (92).
  7. Клейберг Ю. А. Фронтиры современной девиантологии: эвристические возможности и сингулярность // Методология современной психологии. 2024. № 21.
  8. Климас И. С. Полыхнуло по душе теплом (концепт ДУША в «Усвятских шлемоносцах» Е. И. Носова) // Курское слово. 2017. № 15.
  9. Кузина А. Н. Рассказы Е. И. Носова позднего периода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 4 (72).
  10. Сударикова Н. В. Проза Е. И. Носова о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие: дисс. … к. филол. н. Орел, 2006.
  11. Шеуджен Э. А. К вопросу о северокавказском фронтире // Научная мысль Кавказа. 2006. № 3.
  12. Щелокова Л. И. Ценности идиллического бытия в повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» // Журнал филологических исследований. 2018. Т. 3. № 2.

Финансирование

Инициативная работа.

Информация об авторах

Беляева Наталья Викторовна

к. филол. н., доц.

Курский государственный аграрный университет имени И. И. Иванова

Пигорева Ольга Владимировна

д. ист. н., доц.

Курский государственный аграрный университет имени И. И. Иванова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 июля 2024.
  • Опубликована: 5 сентября 2024.

Ключевые слова

  • писатель Е. И. Носов
  • рассказы «Красное вино победы» и «Фагот»
  • военная тема
  • духовно-нравственное испытание
  • историческая память
  • writer E. I. Nosov
  • short stories “Red Wine of Victory” and “Bassoon”
  • military theme
  • spiritual and moral test
  • historical memory

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)