• Научная статья
  • 19 сентября 2024
  • Открытый доступ

Образ Уильяма Шекспира в рассказе Э. Бёрджесса «Встреча в Вальядолиде»

Аннотация

Целью исследования является раскрытие образа Уильяма Шекспира, представленного в рассказе Э. Бёрджесса «Встреча в Вальядолиде». Неизученность данного произведения (оно не становилось объектом исследования ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении) обуславливает научную новизну как самого исследования, так и его результатов. В статье рассматриваются основные черты образа Шекспира в контексте бёрджессовской концепции творческой личности, анализируется роль других персонажей произведения для полного раскрытия образа главного героя. В результате исследования установлено, что в рассказе «Встреча в Вальядолиде» Э. Бёрджесс воссоздает и дополняет свою концепцию образа Уильяма Шекспира. Наряду с привычным для творчества писателя представлением о Шекспире как практичном англичанине и писателе, наделенном даром слова, в рассказе актуализируется гуманистическая составляющая образа английского драматурга. Это осуществляется через противопоставление образов двух литературных гениев эпохи Возрождения – Уильяма Шекспира и Мигеля де Сервантеса – и определение фундаментальных различий испанской и английской культур, объясняющих противостояние между двумя нациями и типами культуры, в основе которого лежат политические, религиозные и культурные противоречия между нациями.

Источники

  1. Попова М. К. «Влюбленный Шекспир» Энтони Берджесса: перевод как искажение смысла // Социокультурные проблемы перевода. 2010a. № 9.
  2. Попова М. К. Шекспировские мотивы в современном английском романе // Постмодернизм и культурная память: проблема ценностных ориентиров: материалы всероссийской конференции. Воронеж: ИИТОУР-Полиграф, 2010b.
  3. Ржанская Л. П. Берджесс и Шекспир // Английская литература XX века и наследие Шекспира / ред. А. П. Саруханян. М.: Наследие, 1997.
  4. Хабибуллина Л. Ф. Антиутопия в творчестве Энтони Бёрджесса: дисс. … к. филол. н. Казань, 1993.
  5. Хабибуллина Л. Ф. «Шекспировский» контекст творчества Энтони Бёрджесса // Филология и культура. 2015. № 1 (39).
  6. Aggeler G. Anthony Burgess. The Artist as Novelist. Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1979.
  7. Clarke J. The Aesthetics of Anthony Burgess: Fire of Words. L.: Palgrave Macmillan, 2017.
  8. Coale S. Anthony Burgess. N. Y.: Frederick Ungar Publishing Co, 1981.
  9. De Vitis A. Anthony Burgess. N. Y.: Twayne Publishers, 1972.
  10. Smyslova E. V., Khabibullina L. F. Aesthetics as an Aspect of Good in Enderby Novels by Anthony Burgess // Tarih Kültür ve Sanat Araştirmalari Dergisi (Journal of History Culture and Art Research). 2017. Vol. 6. Iss. 5.
  11. Stinson J. Anthony Burgess Revisited. Boston: Twayne Publishers, 1991.

Информация об авторах

Смыслова Екатерина Владимировна

Казанский федеральный университет

Хабибуллина Лилия Фуатовна

д. филол. н., проф.

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 июля 2024.
  • Опубликована: 19 сентября 2024.

Ключевые слова

  • Энтони Бёрджесс
  • образ Уильяма Шекспира
  • образ Мигеля де Сервантеса
  • английская литература ХХ века
  • Anthony Burgess
  • image of William Shakespeare
  • image of Miguel de Cervantes
  • 20th-century English literature

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)