• Научная статья
  • 30 сентября 2024
  • Открытый доступ

Метафорическая концептуализация экономических отношений в публицистическом дискурсе финансово-экономической нестабильности (на материалах англоязычных публикаций, отражающих кризис потолка госдолга в США в 2023 г.)

Аннотация

Статья посвящена метафорической концептуализации кризисной экономической ситуации в средствах массовой информации. В данной статье рассматривается метафорическая репрезентация экономических отношений в период финансовой нестабильности, вызванной инфляцией и кризисом потолка госдолга в США в 2023 году. Цель исследования заключается в определении и описании основных метафорических моделей, концептуализирующих экономические явления в указанный исторический период. Научная новизна исследования состоит в описании способов метафорической репрезентации экономических отношений с учетом новых эмпирических данных, вызванных к жизни кризисом потолка долга. В результате исследования, проведенного на материале англоязычных публикаций изданий The New York Times, The Washington Post, The Economist, выявлены наиболее релевантные метафорические модели, актуализирующие кризисные экономические явления; описано номинативное поле концепта-цели ЭКОНОМИКА, отражающее сложившуюся нестабильную финансово-экономическую ситуацию; расширен корпус метафор кризисного дискурса, а также раскрыты основные функции метафоры, реализуемые в анализируемых публикациях.

Источники

  1. Алямкина А. С. Когнитивное исследование милитарной метафоры в англоязычном и русскоязычном экономическом дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1.
  2. Андреев В. С. Интегральная модель индивидуального стиля Г. Лонгфелло // Квантитативная лингвистика. 2014. Т. 3.
  3. Андреев С. Н. Квантитативные методы в отечественной лингвистике сегодня // Известия Смоленского государственного университета. 2014. № 4 (28).
  4. Апресян К. Г. Аттрактивная функция метафоры в современном англоязычном и русскоязычном финансовом дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. https://doi.org/10.17308/lic.2020.4/3079
  5. Бадаева Н. В. Метафора персонификации в экономическом дискурсе СМИ (на примере немецкоязычных масс-медиа) // Филологические науки в Московском государственном институте международных отношений. 2021. Т. 7. № 2 (26).
  6. Баранов А. Н. Дескрипторная теория метафоры. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  7. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной лингвистики // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1997. № 1.
  8. Болдырев Н. Н. Интерпретационный потенциал концептуальной метафоры // Когнитивные исследования языка. 2013. № 15.
  9. Брусенская Л. А., Куликова Э. Г. Анималистическая метафора в современном политическом медиадискурсе // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2022. № 6.
  10. Калугина О. А. К вопросу о фреймовом анализе концепта «цифровая экономика» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
  11. Колотнина Е. В. Метафоры, функционирующие в англоязычном экономическом дискурсе в период кризиса // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2015. № 1.
  12. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1997.
  13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Эдиториал УРСС, 2004.
  14. Матиенко О. П. Метафоры сферы-мишени «экономика» в дискурсе современных российских медиа // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 2. .298-312
  15. Новикова О. Ю., Калугина Ю. В. Когнитивный потенциал метафоры войны в экономическом дискурсе кризисного периода (на материале англоязычной прессы за 2008-2012 и 2020 гг.) // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 1.
  16. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. М.: АСТ; Восток-Запад, 2010.
  17. Постевая Е. В. Экономический кризис и болезнь человека: концептуальные основы сходства в образном языке СМИ // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25).
  18. Семенова Е. М., Налетова Н. И. Политическая ценность архетипической метафоры (на примере анализа современного американского медиадискурса) // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). https://doi.org/10.26170/pl20-02-12
  19. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013.
  20. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2001.

Информация об авторах

Попова Вера Владимировна

к. пед. н., к. филол. н., доц.

Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 ноября 2023.
  • Опубликована: 30 сентября 2024.

Ключевые слова

  • метафора
  • метафорическая модель
  • функции метафоры
  • концепт-цель
  • концепт-источник
  • публицистический экономический дискурс
  • metaphor
  • metaphorical model
  • functions of metaphor
  • target concept
  • source concept
  • mass media economic discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)