Перформативные практики в преподавании иностранного языка в высшей школе
Аннотация
Авторы статьи ставят перед собой цель определить особенности использования перформативных практик в преподавании иностранного языка в высшей школе, а именно: установить, задействуются ли те или иные элементы перформативности при обучении иностранному языку в вузе; есть ли корреляция между отдельными аспектами языка, такими как лексика и фонетика, и определенными перформативными приемами и практиками; есть ли взаимосвязь между ступенью, или уровнем изучения языка, и реализацией на нем перформативных практик. В статье исследуются конкретные примеры перформативных практик, применяемых в учебном процессе для студентов 1 и 3 курсов. Научная новизна настоящей статьи заключается в исследовании перформативной составляющей в преподавании иностранного языка в высшей школе. Авторы статьи предлагают разработанные коллективом кафедры конкретные примеры перформативных практик, которые могут быть адаптированы к учебному процессу в других вузах. На основании анализа хода учебного процесса, включая такой фактор, как динамика мотивации обучающихся, авторами было выявлено воздействие перформативных практик на мотивацию студентов и учебную автономию, степень которой возрастает при интеграции перформативных практик в учебный процесс. В результате исследование показало, что перформативные практики могут системно использоваться в обучении иностранному языку в высшей школе. Одни и те же перформативные средства и практики могут быть эффективно задействованы на разных уровнях языка при очень небольшой модификации их содержания. Содержательная часть обучения не накладывает никаких ограничений на использование перформативных средств.
Источники
- Белецкая А. Ю., Пикалова М. Б. Театральные технологии в процессе обучения английскому языку в школе // Мир педагогики и психологии. 2022. № 07 (72).
- Дегтярёва И. Л. Учебная автономия и способы ее достижения // Евразийский научный журнал. 2020. № 11. https://journalpro.ru/articles/uchebnaya-avtonomiya-i-sposoby-ee-dostizheniya/
- Кудрицкая М. И., Копейкина Л. Н. Театральная технология в обучении иностранному языку как мотивирующий и воспитательный инструмент // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32).
- Мироненко С. А. Определение понятий «перформативность» и «перформанс» в научно-исследовательском дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 1.
- Нельзина Е. Н., Панина Е. Ю., Луговцева Е. Драматическая и театральная педагогика на уроках иностранного языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-2.
- Олешкевич Н. А., Малкова Н. Ю. Миметические и перформативные практики в реализации практико-ориентированного подхода в обучении // Территория новых возможностей. 2013. № 4 (22).
- Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: сборник научных статей. М., 1986. Вып. 17. Теория речевых актов.
- Пантыкина Н. И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1 (76).
- Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Московского университета, 1972.
- Шарипова К. И. Театральная педагогика на уроке иностранного языка // E-Scio. 2021. № 10 (61).
- Bryant D., Zepter A. Performative Zugänge zu Deutsch als Zweitsprache (DaZ). Tübingen, 2022
- Wulf Ch., Zirfas J. Ikonologie des Performativen. München: Wilhelm Fink Verlag, 2005.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 16 сентября 2024.
- Опубликована: 31 октября 2024.
Ключевые слова
- перформативная практика в преподавании иностранного языка
- динамика мотивации обучающихся
- учебная автономия студентов вуза
- обучение иностранному языку в высшей школе
- перформативные средства обучения иностранному языку
- performative practice in teaching a foreign language
- dynamics of motivation of students
- educational autonomy of university students
- teaching a foreign language in higher education
- performative means of teaching a foreign language
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»