• Научная статья
  • 31 октября 2024
  • Открытый доступ

Перформативные практики в преподавании иностранного языка в высшей школе

Аннотация

Авторы статьи ставят перед собой цель определить особенности использования перформативных практик в преподавании иностранного языка в высшей школе, а именно: установить, задействуются ли те или иные элементы перформативности при обучении иностранному языку в вузе; есть ли корреляция между отдельными аспектами языка, такими как лексика и фонетика, и определенными перформативными приемами и практиками; есть ли взаимосвязь между ступенью, или уровнем изучения языка, и реализацией на нем перформативных практик. В статье исследуются конкретные примеры перформативных практик, применяемых в учебном процессе для студентов 1 и 3 курсов. Научная новизна настоящей статьи заключается в исследовании перформативной составляющей в преподавании иностранного языка в высшей школе. Авторы статьи предлагают разработанные коллективом кафедры конкретные примеры перформативных практик, которые могут быть адаптированы к учебному процессу в других вузах. На основании анализа хода учебного процесса, включая такой фактор, как динамика мотивации обучающихся, авторами было выявлено воздействие перформативных практик на мотивацию студентов и учебную автономию, степень которой возрастает при интеграции перформативных практик в учебный процесс. В результате исследование показало, что перформативные практики могут системно использоваться в обучении иностранному языку в высшей школе. Одни и те же перформативные средства и практики могут быть эффективно задействованы на разных уровнях языка при очень небольшой модификации их содержания. Содержательная часть обучения не накладывает никаких ограничений на использование перформативных средств.

Источники

  1. Белецкая А. Ю., Пикалова М. Б. Театральные технологии в процессе обучения английскому языку в школе // Мир педагогики и психологии. 2022. № 07 (72).
  2. Дегтярёва И. Л. Учебная автономия и способы ее достижения // Евразийский научный журнал. 2020. № 11. https://journalpro.ru/articles/uchebnaya-avtonomiya-i-sposoby-ee-dostizheniya/
  3. Кудрицкая М. И., Копейкина Л. Н. Театральная технология в обучении иностранному языку как мотивирующий и воспитательный инструмент // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32).
  4. Мироненко С. А. Определение понятий «перформативность» и «перформанс» в научно-исследовательском дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 1.
  5. Нельзина Е. Н., Панина Е. Ю., Луговцева Е. Драматическая и театральная педагогика на уроках иностранного языка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-2.
  6. Олешкевич Н. А., Малкова Н. Ю. Миметические и перформативные практики в реализации практико-ориентированного подхода в обучении // Территория новых возможностей. 2013. № 4 (22).
  7. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: сборник научных статей. М., 1986. Вып. 17. Теория речевых актов.
  8. Пантыкина Н. И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1 (76).
  9. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Московского университета, 1972.
  10. Шарипова К. И. Театральная педагогика на уроке иностранного языка // E-Scio. 2021. № 10 (61).
  11. Bryant D., Zepter A. Performative Zugänge zu Deutsch als Zweitsprache (DaZ). Tübingen, 2022
  12. Wulf Ch., Zirfas J. Ikonologie des Performativen. München: Wilhelm Fink Verlag, 2005.

Информация об авторах

Гузь Мария Николаевна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, St. Petersburg

Ситникова Ирина Олеговна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Смолоногина Елена Анатольевна

к. филол. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 сентября 2024.
  • Опубликована: 31 октября 2024.

Ключевые слова

  • перформативная практика в преподавании иностранного языка
  • динамика мотивации обучающихся
  • учебная автономия студентов вуза
  • обучение иностранному языку в высшей школе
  • перформативные средства обучения иностранному языку
  • performative practice in teaching a foreign language
  • dynamics of motivation of students
  • educational autonomy of university students
  • teaching a foreign language in higher education
  • performative means of teaching a foreign language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)