• Научная статья
  • 12 ноября 2024
  • Открытый доступ

Прагматика художественного вымысла: дискурсивные маркеры эвиденциальности

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании эвиденциальной обусловленности прагматических параметров художественного вымысла. На материале текста романа В. В. Орлова «Шеврикука, или Любовь к привидению» выявлено, что категория эвиденциальности располагает широким набором средств, позволяющих реализовать коммуникативно-прагматический потенциал художественного дискурса: таковы частицы «мол» и «де», вставные и вводные конструкции, а также языковые и текстовые единицы с семантикой перцептивности. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые эвиденциальность, семантико-синтаксическая категория модусного типа, рассматривается как одна из определяющих в формировании и функционировании художественного вымысла. В результате выявлено, что прагматика эвиденциального высказывания в художественном дискурсе определяется тремя участниками эстетической коммуникации – сообщающим информацию, нарратором и читателем. На текстовом и сверхтекстовом уровнях эвиденциальность объективирована семантикой перцептивности, что позволяет создать иллюзию реальности событий. При этом семантика перцептивности является важной характеристикой именно высказывания, а не отношения высказывания к действительности; нарратор сообщает информацию о событии, реальном в координатах художественного вымысла.

Источники

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1986.
  3. Дружинин А. С., Лаврова Н. А. Почему прошлое ирреально и что ирреального в прошлом: когнитивный аспект типологической взаимосвязи категорий ирреалиса и прошедшего времени глагола // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 87.
  4. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. / пер. с франц. М.: Изд. им. Сабашниковых, 1998. Т. 2.
  5. Ильинова Е. Ю. Художественный вымысел и его когнитивно-жанровая репрезентация // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2013. № 1 (17).
  6. Козинцева Н. А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3.
  7. Козловский Д. В. Реализация авторской эвиденциальности в современном художественном дискурсе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 4. https://doi.org/10.20339/PhS.4-19.017
  8. Козловский Д. В. Типы взаимодействия категории «эвиденциальность» с другими модусными категориями // Вопросы современной лингвистики. 2022. № 5.
  9. Колесникова А. Ю. Функционирование модусов перцепции в процессе языкового моделирования ирреальности в художественном тексте // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. https://doi.org/10.17223/18137083/61/17
  10. Лунина Т. П. О средствах выражения косвенной эвиденциальности в русском языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148).
  11. Лунина Т. П., Конопкина Е. С. О некоторых средствах реализации пересказывательности в тексте (на материале романа Захара Прилепина «Обитель») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (168).
  12. Майсак Т. А., Татевосов С. Г. Пространство говорящего в категориях грамматики, или Чего нельзя сказать о себе самом // Вопросы языкознания. 2000. № 5.
  13. Перфильева Н. П. Модальное слово (и) действительно: семантика, текстовые потенции // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. https://doi.org/10.17223/18137083/70/19
  14. Руднев В. П. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.
  15. Сёрль Дж. Р. Логический статус художественного дискурса // Логос. 1993. № 3 (13). http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_03/1999_3_04.htm
  16. Товсултанова Д. С., Даудова М. И. Достоверность повествования и художественный домысел в произведениях А. Айдамирова («Молния в Горах»), Ш. Окуева («Красные цветы на снегу») и М. Мамакаева («Зелимхан») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 2.
  17. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2008.
  18. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021.
  19. Тюпа В. И. Основания сравнительной риторики // Критика и семиотика. 2004. № 7.
  20. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
  21. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008.
  22. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / пер. с англ. А. Глебовской. СПб.: Симпозиум, 2003.
  23. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2021.
  24. MacDonald G. The Fantastic Imagination. 2018. https://victorianweb.org/authors/gm/fantastic.html
  25. Sainsbury R. M. Fiction and Factionalism. N. Y.: Routledge, 2010.
  26. Solnyshkina M. I., Harkova E. V., Ebzeeva Yu. N. Text content variables as a function of comprehension: Propositional discourse analysis // Russian Journal of Linguistics. 2023. Vol. 27. No. 4.

Информация об авторах

Дзюбенко Анна Игоревна

к. филол. н., доц.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
  • Опубликована: 12 ноября 2024.

Ключевые слова

  • эвиденциальность
  • художественный дискурс
  • художественный вымысел
  • нарратив
  • событийность
  • референциальность
  • evidentiality
  • literary discourse
  • fiction
  • narrative
  • eventivity
  • referentiality

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)