• Научная статья
  • 21 ноября 2024
  • Открытый доступ

Категория пустоты в советских текстах Дмитрия Пригова

Аннотация

Цель исследования – выявление важнейшей и принципиально значимой, репрезентативной особенности концептуальной поэзии Д. Пригова, обусловенной ориентацией на социологизированный, советский ракурс. В статье рассматриваются не только формальные и содержательные особенности поэзии Пригова в контексте законов концептуалистских практик, но также определяется творческий принцип поэта, константно им применяемый – создание намеренно пустой (опустошенной) поэзии. Особое внимание при этом уделено соотношению автора и героя – Д. Пригова и Дмитрия Александровича Пригова, имиджа-личности, обладающей своим мировоззрением, художественным талантом и поэтическим слогом. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые предлагает рассмотрение поэтического наследия Пригова не с точки зрения уникальности и художнического своеобразия его стиха, особенностей поэтики, а с позиции концептуально-конститутивных принципов создания текстов. Так, одним из ведущих принципов оказывается пустотность – смысловая и содержательная, идейная и идеологическая. В результате исследования установлено, что пустота в поэзии Пригова является единственно значимой величиной, она принципиальна и константна. Именно такая пустота является обстоятельством специфики плана выражения и плана содержания поэзии Пригова. Концепт «пустота», положенный в основу соввитализма Пригова, оказывается концептуальным способом профанации советского мира и советского мифа.

Источники

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
  2. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало ХХI века). СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004.
  3. Борухов Б. Категория «как бы» в поэзии Д. А. Пригова // АРТ: альманах исследований по искусству. Саратов, 1993. Вып. 1.
  4. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Театр. 1990. № 4.
  5. Добренко Евг. Преодоление идеологии: Заметки о соц-арте // Волга. 1990. № 11.
  6. Жуков И. О творчестве Винни-Пуха и концептуализме // Вопросы литературы. 1994. № 1.
  7. Зорин А. Чтобы жизнь внизу текла: Дмитрий Александрович Пригов и советская действительность // Пригов Д. Советские тексты. 1979-1984. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1997.
  8. Касьянов С. Размышления об одиноком прохожем // Юность. 1994. № 3.
  9. Курицын В. Н. Пригова много // Театр. 1993. № 1.
  10. Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. М.: Объединение государственных издательств, 2001.
  11. Шмид В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. 1994. № 8.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.

Информация об авторах

Жилене Екатерина Сергеевна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
  • Опубликована: 21 ноября 2024.

Ключевые слова

  • литература русского концептуализма
  • поэт Дмитрий Пригов
  • Дмитрий Александрович Пригов как имидж-личность
  • книга стихов «Советские стихи» (1979-1984)
  • принцип пустотности
  • literature of Russian conceptualism
  • poet Dmitry Prigov
  • Dmitry Prigov as image-personality
  • book of poems “Soviet Poems” (1979-1984)
  • principle of emptiness

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)