Категория пустоты в советских текстах Дмитрия Пригова
Аннотация
Цель исследования – выявление важнейшей и принципиально значимой, репрезентативной особенности концептуальной поэзии Д. Пригова, обусловенной ориентацией на социологизированный, советский ракурс. В статье рассматриваются не только формальные и содержательные особенности поэзии Пригова в контексте законов концептуалистских практик, но также определяется творческий принцип поэта, константно им применяемый – создание намеренно пустой (опустошенной) поэзии. Особое внимание при этом уделено соотношению автора и героя – Д. Пригова и Дмитрия Александровича Пригова, имиджа-личности, обладающей своим мировоззрением, художественным талантом и поэтическим слогом. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые предлагает рассмотрение поэтического наследия Пригова не с точки зрения уникальности и художнического своеобразия его стиха, особенностей поэтики, а с позиции концептуально-конститутивных принципов создания текстов. Так, одним из ведущих принципов оказывается пустотность – смысловая и содержательная, идейная и идеологическая. В результате исследования установлено, что пустота в поэзии Пригова является единственно значимой величиной, она принципиальна и константна. Именно такая пустота является обстоятельством специфики плана выражения и плана содержания поэзии Пригова. Концепт «пустота», положенный в основу соввитализма Пригова, оказывается концептуальным способом профанации советского мира и советского мифа.
Источники
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
- Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века – начало ХХI века). СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004.
- Борухов Б. Категория «как бы» в поэзии Д. А. Пригова // АРТ: альманах исследований по искусству. Саратов, 1993. Вып. 1.
- Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Театр. 1990. № 4.
- Добренко Евг. Преодоление идеологии: Заметки о соц-арте // Волга. 1990. № 11.
- Жуков И. О творчестве Винни-Пуха и концептуализме // Вопросы литературы. 1994. № 1.
- Зорин А. Чтобы жизнь внизу текла: Дмитрий Александрович Пригов и советская действительность // Пригов Д. Советские тексты. 1979-1984. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1997.
- Касьянов С. Размышления об одиноком прохожем // Юность. 1994. № 3.
- Курицын В. Н. Пригова много // Театр. 1993. № 1.
- Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. М.: Объединение государственных издательств, 2001.
- Шмид В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. 1994. № 8.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 октября 2024.
- Опубликована: 21 ноября 2024.
Ключевые слова
- литература русского концептуализма
- поэт Дмитрий Пригов
- Дмитрий Александрович Пригов как имидж-личность
- книга стихов «Советские стихи» (1979-1984)
- принцип пустотности
- literature of Russian conceptualism
- poet Dmitry Prigov
- Dmitry Prigov as image-personality
- book of poems “Soviet Poems” (1979-1984)
- principle of emptiness
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»