• Научная статья
  • 25 ноября 2024
  • Открытый доступ

Демонологическая лексика в осетинском языке

Аннотация

В статье рассматривается перечень лексических единиц в осетинском языке, которые отражают имена демонологических персонажей. Цель исследования – выявить семантику демонологической лексики как в мифологических текстах, так и в речевых конструкциях. Научная новизна представленной работы заключается в том, что впервые определены стилистические особенности и функции демонологической лексики в обиходной речи осетинского языка, в создании метафор и фразеологических оборотов. В результате исследования было установлено, что использование демонологической лексики в речевых конструкциях часто имеет глубокие символические и метафорические значения, значительно обогащая текст и делая его более эмоционально насыщенным. Зачастую характеристика демонологического образа переносится на субъект речевого акта. В ходе исследования было установлено, что осознание значения метафор, образуемых с помощью демонологической лексики, всегда происходит за счет знания и производителем, и субъектом речевого акта соответствующих демонологических образов.

Источники

  1. Абаев В. И. Дохристианская религия алан // Абаев В. И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990.
  2. Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: сборник статей. М.: Наука, 1962.
  3. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М. – Л.: Академия наук СССР, 1949. Т. 1.
  4. Брагинский И. С., Лелеков А. А. Иранская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1991. Т. 1.
  5. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976.
  6. Калоев Б. А. Осетины. М.: Наука, 1971.
  7. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992.
  8. Мамиева И. В. Архаический пласт в сюжете поэмы «Сахи рæсугъд» Б. Гуржибекова // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2019. № 31 (70).
  9. Моргоева Л. Б. Формулы-обереги как особый тип устойчивых выражений // Фундаментальные исследования. 2014. № 9.
  10. Сатцаев Э. Б. Нартовский эпос и иранская поэма Шахнаме (сходные сюжетные мотивы). Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, 2008.
  11. Таказов Ф. М. Ислам в системе традиционной культуры осетин (XVIII – начало XX вв.). Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, 2007.
  12. Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2001.

Информация об авторах

Таказов Федар Магометович

д. филол. н.

Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева – филиал Владикавказского научного центра Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 октября 2024.
  • Опубликована: 25 ноября 2024.

Ключевые слова

  • осетинский язык
  • демонологическая лексика
  • низшая мифология
  • характеристика демонологического образа
  • Ossetian language
  • demonological lexicon
  • lower mythology
  • characteristics of the demonological image

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)