• Научная статья
  • 26 ноября 2024
  • Открытый доступ

Концептуализация дискурса ислама в современной России: когнитивно-прагматический аспект

Аннотация

Цель исследования – обоснование когнитивно-прагматической специфики концептуализации русскоязычного исламского дискурса. На материале текстов интернет-изданий и интернет-сайтов, посвященных тематике ислама, доказано, что исламский дискурс в России расширяет свое влияние на представителей данной конфессии за счет реализации различных лингвистических механизмов – от транслитерации кириллицей арабских исламских терминов до внутритекстового комментария не обладающих широкой распространенностью религиозных понятий, необходимых для следования исламским традициям. Научная новизна исследования обусловлена возрастающим влиянием русского языка на концептуализацию исламского дискурса, что в целом создает двоякую ситуацию: с одной стороны, исламский дискурс получает широкое распространение в Российской Федерации, поскольку русский язык понятен всем ее гражданам, имеет статус государственного и является одним из самых развитых языков мира, с другой – существует определенная угроза национальной и конфессиональной идентичности мусульман, поскольку исторически сложилось, что русский язык – это язык православных христиан. В результате выявлено, что обретение и сохранение национальной идентичности во многом определяется религиозной и конфессиональной картинами мира, вербализованными средствами конкретного национального языка. Для дискурса ислама в Российской Федерации свойственно широкое использование возможностей русского языка как языка межэтнического взаимодействия, имеющего статус государственного. Русскоязычный исламский дискурс характеризуется использованием устойчивых конструкций – калек из церковно-славянского языка, дословного перевода с национальных языков ислама РФ, влиянием на конфессиональную картину мира компонентов языковой картины мира этнических русских, пришедших к исламу. Для дискурса ислама в РФ в настоящее время свойственны три основные стратегии – русификация, академизм, арабизация, в равной степени расширяющие когнитивно-прагматические возможности этого институционального дискурса.

Источники

  1. Алмазова Л. И. Влияние дореволюционной исламской риторики на формирование современного татарского языка религии (кейс-стади) // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 3.
  2. Бустанов А. К., Кемпер М. Ислам по-русски: анализ современной исламской литературы в России: учеб. пособие. СПб.: Президентская библиотека, 2016.
  3. Буянова Л. Ю. Лингвоконфессиология в системе современной гуманитарной гносеосферы: методологический инструментарий и понятийный аппарат // Мова. 2014. № 21.
  4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003.
  5. Гасанова М. А., Муртазалиева Н. И. Этноспецифическая лексика в русскоязычном исламском дискурсе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
  6. Григорьева Л. Л. Фразеологическое отражение христианской и мусульманской религиозных картин мира (на материале русского, английского и арабского языков) // Учёные записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 3.
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. Волгоград: Перемена, 2002.
  8. Козлова Е. А., Гремицкая М. В. Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1.
  9. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сборник статей. М.: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2000.
  10. Магомедова П. А., Аливалиева Д. А. Духовные ценности/антиценности в религиозной и паремиологической картинах аварского и русского языков (на примере концепта «Вера/Неверие») // Филология: научные исследования. 2023. № 4.
  11. Магомедова П. А., Гасанова М. А. Репрезентация концепта ВЕРА/ИМАН в русскоязычном религиозном (исламском) дискурсе // Филология: научные исследования. 2022. № 12.
  12. Постовалова В. И. Язык и духовный мир человека. Религиозные концепты в антропологическом представлении // Живодействующая связь языка и культуры: материалы международной конференции, посвященной юбилею д. филол. н. проф. В. Н. Телия: в 2 т. М. – Тула: Тульский государственный педагогический университет, 2010. Т. 2. Дискурс. Текст. Культура.
  13. Сидоренко Е. М. Лексико-семантические средства формирования оценки концепта MUSLIM WOMAN / МУСУЛЬМАНКА в англоязычном интернет-дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5.
  14. Тумгоева Х. Х. Исламская религиозная лексика в русскоязычных переводах транслингвальной художественной литературы // Образование и право. 2023. № 8. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-8-414-422
  15. Фархутдинова Ф. Ф., Якупов Х. А. Русскоязычная хутба в контексте современной лингвокультурной ситуации // Жанры речи. 2022. № 1 (33).
  16. Федоров В. В. Новейшие исследования в теолингвистике: дискурсивный и когнитивный подходы // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2022. № 20.

Информация об авторах

Казиева Альмира Магометовна

д. филол. н., проф.

Пятигорский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 октября 2024.
  • Опубликована: 26 ноября 2024.

Ключевые слова

  • дискурс ислама
  • прагматика дискурса
  • национальная картина мира
  • религиозная картина мира
  • конфессиональный концепт
  • концептуализация дискурса
  • the discourse of Islam
  • pragmatics of discourse
  • national worldview
  • religious worldview
  • confessional concept
  • conceptualization of discourse

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)