Языковая репрезентация игрового компонента детской картины мира в романах «Все потерянные вещи» М. Сакс и «Падди Кларк ха-ха-ха» Р. Дойла
Аннотация
Цель исследования – выявить языковые способы описания игровой деятельности ребенка. Анализ осуществляется на материале англоязычных романов «Все потерянные вещи» М. Сакс и «Падди Кларк ха-ха-ха» Р. Дойла, в которых повествование ведется от первого лица. В ходе работы были проанализированы эпизоды, содержащие описания детских игр, выделены языковые единицы, используемые авторами для описания игрового процесса, представлены их классификация и количественный анализ. В настоящем исследовании игра рассматривается как отдельная составляющая картины мира ребенка и впервые комплексно анализируются способы ее репрезентации языковыми элементами разных уровней. Полученные данные о применяемых лингвистических маркерах в рамках рассматриваемых произведений составляют научную новизну данной работы. В результате было установлено, что лексические и грамматические средства в равной степени могут быть использованы для реалистичной репрезентации игры. Стилистические приемы, в свою очередь, отражают восприятие процесса ребенком-рассказчиком. При этом личность нарратора и авторская задумка определяют, с помощью каких средств и насколько подробно игра будет представлена в тексте.
Источники
- Амзаракова И. П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: дисс. … д. филол. н. М., 2005.
- Бизина А. Е. Развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников // Modern Science. 2020. № 1-1.
- Комиссарова Т. Г. Детство в языковой картине мира вологодского крестьянина: дисс. … к. филол. н. Вологда, 2019.
- Нагайцева К. А. Образ ребенка в творчестве Элизабет Баррет Браунинг // Наука и школа. 2021. № 2.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: АСТ, 2022.
- Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства. М.: Академический Проект, 2004.
- Emelyanova D. A., Yakovenko T. I. The child’s image in the works of English-speaking writers of the twentieth century // Общество. 2021. № 3 (22).
- Hedegaard M. Imagination and emotion in children’s play: A cultural-historical approach // International Research in Early Childhood Education. 2016. Vol. 7. Iss. 2.
- Signe J. M. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. 2015. Vol. 7. Iss. 3.
- Singer D., Singer J. Children, Imagination, Play, and Television // Sacred Heart University Review. 2010. Vol. 16. Iss. 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 октября 2024.
- Опубликована: 11 декабря 2024.
Ключевые слова
- картина мира ребенка
- игровая деятельность
- ребенок-рассказчик
- повествование от первого лица
- лингвистические маркеры
- child’s worldview
- play activity
- child narrator
- first-person narration
- linguistic markers
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»