• Научная статья
  • 11 декабря 2024
  • Открытый доступ

Языковая репрезентация игрового компонента детской картины мира в романах «Все потерянные вещи» М. Сакс и «Падди Кларк ха-ха-ха» Р. Дойла

Аннотация

Цель исследования – выявить языковые способы описания игровой деятельности ребенка. Анализ осуществляется на материале англоязычных романов «Все потерянные вещи» М. Сакс и «Падди Кларк ха-ха-ха» Р. Дойла, в которых повествование ведется от первого лица. В ходе работы были проанализированы эпизоды, содержащие описания детских игр, выделены языковые единицы, используемые авторами для описания игрового процесса, представлены их классификация и количественный анализ. В настоящем исследовании игра рассматривается как отдельная составляющая картины мира ребенка и впервые комплексно анализируются способы ее репрезентации языковыми элементами разных уровней. Полученные данные о применяемых лингвистических маркерах в рамках рассматриваемых произведений составляют научную новизну данной работы. В результате было установлено, что лексические и грамматические средства в равной степени могут быть использованы для реалистичной репрезентации игры. Стилистические приемы, в свою очередь, отражают восприятие процесса ребенком-рассказчиком. При этом личность нарратора и авторская задумка определяют, с помощью каких средств и насколько подробно игра будет представлена в тексте.

Источники

  1. Амзаракова И. П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: дисс. … д. филол. н. М., 2005.
  2. Бизина А. Е. Развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников // Modern Science. 2020. № 1-1.
  3. Комиссарова Т. Г. Детство в языковой картине мира вологодского крестьянина: дисс. … к. филол. н. Вологда, 2019.
  4. Нагайцева К. А. Образ ребенка в творчестве Элизабет Баррет Браунинг // Наука и школа. 2021. № 2.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: АСТ, 2022.
  6. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства. М.: Академический Проект, 2004.
  7. Emelyanova D. A., Yakovenko T. I. The child’s image in the works of English-speaking writers of the twentieth century // Общество. 2021. № 3 (22).
  8. Hedegaard M. Imagination and emotion in children’s play: A cultural-historical approach // International Research in Early Childhood Education. 2016. Vol. 7. Iss. 2.
  9. Signe J. M. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. 2015. Vol. 7. Iss. 3.
  10. Singer D., Singer J. Children, Imagination, Play, and Television // Sacred Heart University Review. 2010. Vol. 16. Iss. 1.

Информация об авторах

Королькова Анна Владиславовна

Смоленский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 октября 2024.
  • Опубликована: 11 декабря 2024.

Ключевые слова

  • картина мира ребенка
  • игровая деятельность
  • ребенок-рассказчик
  • повествование от первого лица
  • лингвистические маркеры
  • child’s worldview
  • play activity
  • child narrator
  • first-person narration
  • linguistic markers

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)