Образ ненадёжного рассказчика в романе Ш. Хьюз «Перл» с точки зрения memory studies
Аннотация
Цель исследования – выявление специфики феномена ненадёжной наррации в современном британском романе «Перл» Шан Хьюз. В статье рассмотрена постепенно раскрывающаяся читателю ненадёжность нарратора, которая ставит под сомнение всю рассказанную историю, оказывающуюся переживанием детской травмы (уход матери из дома навсегда) и попыткой реконструировать события далёкого прошлого при абсолютной невозможности их верифицировать; помимо этого, в работе выявляются сходства и различия между современными автофикциональными текстами и романом «Перл». Научная новизна работы заключается в том, что в нём впервые в отечественном и зарубежном литературоведении объектом исследования становится данный роман, анализ которого позволяет выявить новаторские стратегии использования приёма ненадёжного рассказчика в актуальном литературном процессе. В результате исследования установлено, что фундаментальное отличие Ш. Хьюз как представительницы старшего поколения от современных 30- и 40-летних писателей, в основном становящихся авторами автофикшна, заключается в её вере в возможность коммеморации и мемориализации, в индивидуальную способность осуществить (пере)сборку реальности, которая уничтожит постмодернистскую дискретность, раздробленность и принципиальную бессистемность картины мира.
Источники
- Алтынбаева Г. М. Художественное и документальное в прозе поколения «тридцатилетних» // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. № 2 (72). https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-104-110
- Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
- Белогорцев А. Д. Междисциплинарный подход к исследованию жанра автофикшн как феномена современной литературы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 3-2.
- Колосова П. А. Приём «ненадёжный рассказчик» как переводческая трудность (в романе Джоанн Харрис «Джентльмены и игроки») // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2017. № 4.
- Куликов Е. А. Проблема функционирования индивидуальной и коллективной памяти в автофикшне // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 12 (48). https://doi.org/10.18454/RULB.2023.48.26
- Ласточкина А. С., Коробова Д. М. О семантике ненадёжной наррации // Вестник Санкт-Петерубргского университета. Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 3.
- Моштылёва Е. С. Фигура ненадёжного рассказчика в нарративных стратегиях медийного текста в Интернете // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Филология. 2021. № 3. https://doi.org/10.52452/19931778_2021_3_175
- Сафронова Ю. А. Историческая память: введение: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020.
- Тюпа В. И. Автор и нарратор в истории русской литературы // Критика и семиотика. 2020. № 1. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2020-1-22-39
- Ширяева Ж. Л., Вовк Е. Ю. Типы ненадёжных рассказчиков в литературе // Современный учёный. 2021. № 5.
- Booth W. The Rhetoric of Fiction. Chicago – L.: The University of Chicago Press, 1983.
- Kuhn M. Life Path Trajectories of Female Authors’ Artistic Projections. The Heroines of the Autofiction Novels of Olga Breininger and Oksana Vasyakina // Slavia Orientalis. 2022. Vol. LXXI. № 4. https://doi.org/10.24425/slo.2022.143218
- Riggan W. Pícaros, Madmen, Naīfs, and Clowns: The Unreliable First-person Narrator. Norman: University of Oklahoma Press, 1981.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 ноября 2024.
- Опубликована: 13 декабря 2024.
Ключевые слова
- память в литературе
- автофикшн
- исследования памяти
- современная британская литература
- ненадёжный рассказчик
- memory in literature
- autofiction
- memory studies
- contemporary British literature
- unreliable narrator
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»