• Научная статья
  • 24 декабря 2024
  • Открытый доступ

Тексты как источник формирования концептосферы (на примере концепта КУБА)

Аннотация

В статье на примере концепта КУБА рассматривается проблема источников формирования концептосферы. Целью исследования является установление влияния текстов о Кубе на формирование соответствующего образа у носителей русской лингвокультуры. Таким образом, работа выполнена на стыке когнитивной и корпусной лингвистики. Научная новизна заключается в получении экспериментально доказанных данных о стандартизации концепта КУБА в сознании носителей русской лингвокультуры, что позволяет сделать предположение о высокой степени типизации концептов, сформированных на основе опосредованного опыта. Для более полного представления о функционировании лексемы «Куба» в русскоязычных текстах рассмотрены контексты из разных подкорпусов Национального корпуса русского языка: основного (подкорпус «Художественные тексты»), газетного (Центральные СМИ) и «Социальные сети». В результате анализа функционирования лексемы «Куба» в разнообразных контекстах выявлены множество смысловых пересечений между русскоязычными текстами и реакциями респондентов, определённый набор штампов. Однако нет оснований утверждать, что образ Кубы у носителей русской лингвокультуры сформировался под влиянием соответствующих текстов, скорее совпадения обусловлены одной и той же базой знаний. Так, в ходе эксперимента получены реакции, не нашедшие отражения в проанализированных текстах, и, напротив, в текстах обнаружены темы, никак не представленные в ответах респондентов.

Источники

  1. Беляевская Е. Г. О некоторых закономерностях формирования концептосферы в языковом сознании ребенка // Вопросы психолингвистики. 2015. № 25.
  2. Бринев К. И. Экспериенциальный реализм в когнитивной лингвистике. Истина и опыт // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2017. Т. 12. № 5.
  3. Бринев К. И. Эссенциалистские теории значения: когнитивная теория категоризации и теория прямой референции. Барнаул: ООО «Пять плюс», 2023.
  4. Бринев К. И., Шпильная Н. Н. Теория объективного знания и когнитивная теория языка: постановка проблемы // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3 (39).
  5. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
  6. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента, 2001.
  7. Дудова Н. А. Когнитивная лингвистика в России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-2 (33).
  8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.
  9. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007.
  10. Севастьянова И. В. Проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 5.
  11. Селин С. В. Семантический анализ концептуальных признаков на основе корпусных данных (на примере концепта MADNESS) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3-2 (32).
  12. Стрельчук Е. Н., Лонская А. Ю. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4.
  13. Суворова Е. В., Романова Ю. Г., Михайлов В. В. Изучение концептосферы русского языка через поиск универсальной основы ее формирования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 3.
  14. Труфанова Н. О., Морозова Е. В. Анализ современных тенденций формирования концепта «интеллект» в английском языке на основе методов лексикографии и корпусной лингвистики // Гуманитарный вестник. 2022. № 3 (95).
  15. Уонг М. Т. Концепт Вьетнам в современном русском языке: дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2020.
  16. Чжан Я. Концепт КИТАЙ в сознании носителей русского языка (на материале ассоциативного эксперимента) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. Т. 20. № 1.
  17. Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989.
  18. Юровицкая Л. Н. Английский лингвокультурный концепт «Сомнение» и способы его языковой манифестации: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2005.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Куба – Алтай: культурный альянс», осуществляемого за счет средств гранта Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики.

Информация об авторах

Воронец Мария Владимировна

к. филол. н., доц.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2024.
  • Опубликована: 24 декабря 2024.

Ключевые слова

  • когнитивная лингвистика
  • концепт КУБА
  • источники формирования концептосферы
  • корпусная лингвистика
  • стандартизация концепта
  • cognitive linguistics
  • CUBE concept
  • sources of formation of the conceptual sphere
  • corpus linguistics
  • standardization of the concept

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)