• Научная статья
  • 14 января 2025
  • Открытый доступ

От «ангела в доме» до героини воспитательного романа: образ Флоренс в романе Ч. Диккенса «Домби и сын»

Аннотация

Цель исследования – обосновать неоднозначность центрального женского персонажа романа Ч. Диккенса «Домби и сын» (1846-1848) Флоренс Домби, существенно отклоняющегося от типичного образа викторианской женщины как «ангела в доме». Флоренс, наряду с другими персонажами Диккенса, такими как Агнес Копперфильд («Дэвид Копперфильд», 1850), Эстер Саммерсон («Холодный дом», 1853) и Эми Доррит («Крошка Доррит», 1855-1857), рассматривается обычно как воплощение актуального для викторианской эпохи идеала женщины, подчиняющей свою жизнь служению семье, доминантная роль в которой принадлежит мужчине. С точки зрения гендерных литературных исследований, особенно в феминистских толкованиях, воплощение Флоренс как стереотипной женской ролевой модели в викторианском патриархальном обществе делает ее плоской и разочаровывающей фигурой, тривиальным персонажем, выступающим в роли типичной жертвы патриархальной системы, а ее стремление к отцовской любви интерпретируется как мазохистское, поскольку женский мазохизм служит довольно удобной фикцией для патриархального господства. На протяжении романа Флоренс проходит путь становления эталонной викторианской женщины с присущими ей социальными функциями: дочери, сестры, жены и матери. Несмотря на это, характер, поведение, а также поступки героини описываются Диккенсом в противоречивой манере, что побудило нас выдвинуть гипотезу о нетипичности образа Флоренс для викторианского романа и викторианского общества. Научная новизна исследования определяется выдвинутой в статье гипотезой и обоснованием амбивалентных черт Флоренс, не вписывающейся в образ «ангела в доме». В настоящей статье выявляется несоответствие образа Флоренс канону «ангела в доме» в контексте развития персонажа сквозь следующие призмы: 1) отношения отца и дочери – Флоренс как угроза; 2) Флоренс и Уолтер – история Дика Уиттингтона, история о классовом возвышении посредством брака; 3) Флоренс, Эдит и Элис – создание двух типов романтических героинь с переплетающимися судьбами: добродетельных «благородных» и маргинализованных «падших». Полученные результаты исследования подтверждают, что Флоренс в какой-то мере соответствует характеристике «ангела в доме» в рамках викторианского патриархального общества, учитывая ее идентичность как «дочери, жены и матери», а ее амбивалентность выступает ответом на символическое сгущение в образе отца патриархальной субстанции, наделяющей социально-культурной ценностью исключительно отношения по линии «отец – сын». Статья с точки зрения рассмотрения Флоренс как главного персонажа романа воспитания анализирует нетипичность Флоренс для парадигмы «ангела в доме» в трех смыслах: 1) в ее отношениях с Домби-отцом, в которых она откровенно бросает ему вызов; 2) в ее отношениях с Уолтером, в рамках которых она берет на себя ведущую роль; 3) в связи между Флоренс, Эдит и Элис, основанной на символике «волос», привлеченной с целью доказать, что Флоренс на самом деле стоит на распутье, на границе, отделяющей «ангела в доме» от «падших женщин». Упомянутые испытания, ставящие Флоренс в пограничную позицию, гарантируют ее становление как воспитуемой личности в конце романа.

Источники

  1. Вершинина Д. Б. Воспитание и манеры английских леди XVIII-XIX вв. // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 2 (14).
  2. Котова Н. В. Поэтика портрета в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2020. Т. 30. Вып. 2.
  3. Напцок Б. Р., Меретукова М. М. Мотивы сказки «Золушка» Ш. Перро в произведениях Ч. Диккенса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2020. Вып. 4 (267).
  4. Штылева Л. В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» // Педагогическое образование в России. 2011. № 5.
  5. Aikens K. The Daughter’s Desire in “Dombey and Son” // Critical Survey. 2005. Vol. 17. Iss. 2.
  6. Amstrong M. Pursuing perfection: “Dombey and Son”, female homoerotic desire, and the sentimental heroine // Studies in the Novel. 1996. Vol. 28. Iss. 3.
  7. Coleman R. How Dombey and Son thinks about masculinities // Dickens Studies Annual. 2014. Vol. 45.
  8. Dau D. Gender and Sexuality // The Routledge Companion to Victorian Literature / ed. by D. Denisoff, T. Schaffer. N. Y. – L.: Routledge Taylor & Francis Group, 2020.
  9. Denisoff D.Introduction: Our Victorian Companions // The Routledge Companion to Victorian Literature / ed. by D. Denisoff, T. Schaffer. N. Y. – L.: Routledge Taylor & Francis Group, 2020.
  10. Dyson A. E. The Inimitable Dickens. L.: Macmillan, 1970.
  11. Frye N. The Secular Scripture. Cambridge: Harvard University Press, 1976.
  12. Fuss D. Fallen Women: The Psychogenesis of a Case of Homosexuality in a Woman. Identification Papers. N. Y.: Routledge, 1995.
  13. Gillard D. Education in England: A History. 2018. http://www.educationengland.org.uk/history/index.html
  14. Greenblatt S. The Norton Anthology of English Literature: in 2 vols. N. Y.: Norton, 2006. Vol. 2.
  15. Hatten C. The End of Domesticity: Alienation from the Family in Dickens, Eliot, and James. Newark: University of Delaware Press, 2010.
  16. Hösle V. Dickens als Kritiker des Goetheschen Bildungsroman? Ein Strukturverglecih von Wilhelm Meister Lehrjahren und Great Expectations // Germanisch-Romanische Monatsschrift. 2008. Vol. 58.
  17. Jackson A. M. Reward, punishment, and the conclusion of “Dombey and Son” // Dickens Studies Annual. 1978. Vol. 7.
  18. Makhmudova N. A. “Dombey and Son” as bildungsroman: Peculiarities of plot development // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Вып. 59. Филология. Искусствоведение.
  19. Marcus S. Dickens: From Pickwick to Dombey. L.: Chatto and Windus, 1965.
  20. Marsh J. L. Good Mrs. Brown’s Connections: Sexuality and Story-Telling in Dealings with the Firm of Dombey and Son // English Literary History. 1991. Vol. 58. Iss. 2.
  21. May L. S. Disorderly Sisters: Sibling Relations and Sororal Resistance in Nineteenth Century British Literature. Lewisburg: Bucknell Univ. Press, 2001.
  22. Schlicke P. Oxford Reader’s Companion to Dickens. L.: Oxford University Press, 1999.
  23. Schor H. Dickens and the daughter of the House. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  24. Surridge L. Domestic Violence, Female Self-Mutilation, and the Healing of the Male in Dombey and Son // Victorians Institute Journal. 1997. Vol. 25.
  25. Tillotson K. Novels of the Eighteen-Forties. Oxford: Clarendon Press, 1954.
  26. Waters C. Gender, family, and domestic ideology // The Cambridge Companion to Charles Dickens / ed. by J. O. Jordan. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  27. Yelin L. Strategies for Survival: Florence and Edith in “Dombey and Son” // Victorian Studies. 1979. Vol. 22. Iss. 3.
  28. Zwinger L. The Fear of the Father: Dombey and Daughter // Nineteenth-Century Fiction. 1985. Vol. 39. Iss. 4.

Информация об авторах

Хэ Цзяфу

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 октября 2024.
  • Опубликована: 14 января 2025.

Ключевые слова

  • роман Ч. Диккенса «Домби и сын»
  • типичный образ викторианской женщины
  • гендерные литературные исследования
  • канон «ангел в доме»
  • Ch. Dickens’ novel “Dombey and Son”
  • typical image of a Victorian woman
  • gender literary studies
  • canon the “angel in the house”

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)