От «ангела в доме» до героини воспитательного романа: образ Флоренс в романе Ч. Диккенса «Домби и сын»
Аннотация
Цель исследования – обосновать неоднозначность центрального женского персонажа романа Ч. Диккенса «Домби и сын» (1846-1848) Флоренс Домби, существенно отклоняющегося от типичного образа викторианской женщины как «ангела в доме». Флоренс, наряду с другими персонажами Диккенса, такими как Агнес Копперфильд («Дэвид Копперфильд», 1850), Эстер Саммерсон («Холодный дом», 1853) и Эми Доррит («Крошка Доррит», 1855-1857), рассматривается обычно как воплощение актуального для викторианской эпохи идеала женщины, подчиняющей свою жизнь служению семье, доминантная роль в которой принадлежит мужчине. С точки зрения гендерных литературных исследований, особенно в феминистских толкованиях, воплощение Флоренс как стереотипной женской ролевой модели в викторианском патриархальном обществе делает ее плоской и разочаровывающей фигурой, тривиальным персонажем, выступающим в роли типичной жертвы патриархальной системы, а ее стремление к отцовской любви интерпретируется как мазохистское, поскольку женский мазохизм служит довольно удобной фикцией для патриархального господства. На протяжении романа Флоренс проходит путь становления эталонной викторианской женщины с присущими ей социальными функциями: дочери, сестры, жены и матери. Несмотря на это, характер, поведение, а также поступки героини описываются Диккенсом в противоречивой манере, что побудило нас выдвинуть гипотезу о нетипичности образа Флоренс для викторианского романа и викторианского общества. Научная новизна исследования определяется выдвинутой в статье гипотезой и обоснованием амбивалентных черт Флоренс, не вписывающейся в образ «ангела в доме». В настоящей статье выявляется несоответствие образа Флоренс канону «ангела в доме» в контексте развития персонажа сквозь следующие призмы: 1) отношения отца и дочери – Флоренс как угроза; 2) Флоренс и Уолтер – история Дика Уиттингтона, история о классовом возвышении посредством брака; 3) Флоренс, Эдит и Элис – создание двух типов романтических героинь с переплетающимися судьбами: добродетельных «благородных» и маргинализованных «падших». Полученные результаты исследования подтверждают, что Флоренс в какой-то мере соответствует характеристике «ангела в доме» в рамках викторианского патриархального общества, учитывая ее идентичность как «дочери, жены и матери», а ее амбивалентность выступает ответом на символическое сгущение в образе отца патриархальной субстанции, наделяющей социально-культурной ценностью исключительно отношения по линии «отец – сын». Статья с точки зрения рассмотрения Флоренс как главного персонажа романа воспитания анализирует нетипичность Флоренс для парадигмы «ангела в доме» в трех смыслах: 1) в ее отношениях с Домби-отцом, в которых она откровенно бросает ему вызов; 2) в ее отношениях с Уолтером, в рамках которых она берет на себя ведущую роль; 3) в связи между Флоренс, Эдит и Элис, основанной на символике «волос», привлеченной с целью доказать, что Флоренс на самом деле стоит на распутье, на границе, отделяющей «ангела в доме» от «падших женщин». Упомянутые испытания, ставящие Флоренс в пограничную позицию, гарантируют ее становление как воспитуемой личности в конце романа.
Источники
- Вершинина Д. Б. Воспитание и манеры английских леди XVIII-XIX вв. // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 2 (14).
- Котова Н. В. Поэтика портрета в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2020. Т. 30. Вып. 2.
- Напцок Б. Р., Меретукова М. М. Мотивы сказки «Золушка» Ш. Перро в произведениях Ч. Диккенса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2020. Вып. 4 (267).
- Штылева Л. В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» // Педагогическое образование в России. 2011. № 5.
- Aikens K. The Daughter’s Desire in “Dombey and Son” // Critical Survey. 2005. Vol. 17. Iss. 2.
- Amstrong M. Pursuing perfection: “Dombey and Son”, female homoerotic desire, and the sentimental heroine // Studies in the Novel. 1996. Vol. 28. Iss. 3.
- Coleman R. How Dombey and Son thinks about masculinities // Dickens Studies Annual. 2014. Vol. 45.
- Dau D. Gender and Sexuality // The Routledge Companion to Victorian Literature / ed. by D. Denisoff, T. Schaffer. N. Y. – L.: Routledge Taylor & Francis Group, 2020.
- Denisoff D.Introduction: Our Victorian Companions // The Routledge Companion to Victorian Literature / ed. by D. Denisoff, T. Schaffer. N. Y. – L.: Routledge Taylor & Francis Group, 2020.
- Dyson A. E. The Inimitable Dickens. L.: Macmillan, 1970.
- Frye N. The Secular Scripture. Cambridge: Harvard University Press, 1976.
- Fuss D. Fallen Women: The Psychogenesis of a Case of Homosexuality in a Woman. Identification Papers. N. Y.: Routledge, 1995.
- Gillard D. Education in England: A History. 2018. http://www.educationengland.org.uk/history/index.html
- Greenblatt S. The Norton Anthology of English Literature: in 2 vols. N. Y.: Norton, 2006. Vol. 2.
- Hatten C. The End of Domesticity: Alienation from the Family in Dickens, Eliot, and James. Newark: University of Delaware Press, 2010.
- Hösle V. Dickens als Kritiker des Goetheschen Bildungsroman? Ein Strukturverglecih von Wilhelm Meister Lehrjahren und Great Expectations // Germanisch-Romanische Monatsschrift. 2008. Vol. 58.
- Jackson A. M. Reward, punishment, and the conclusion of “Dombey and Son” // Dickens Studies Annual. 1978. Vol. 7.
- Makhmudova N. A. “Dombey and Son” as bildungsroman: Peculiarities of plot development // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Вып. 59. Филология. Искусствоведение.
- Marcus S. Dickens: From Pickwick to Dombey. L.: Chatto and Windus, 1965.
- Marsh J. L. Good Mrs. Brown’s Connections: Sexuality and Story-Telling in Dealings with the Firm of Dombey and Son // English Literary History. 1991. Vol. 58. Iss. 2.
- May L. S. Disorderly Sisters: Sibling Relations and Sororal Resistance in Nineteenth Century British Literature. Lewisburg: Bucknell Univ. Press, 2001.
- Schlicke P. Oxford Reader’s Companion to Dickens. L.: Oxford University Press, 1999.
- Schor H. Dickens and the daughter of the House. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
- Surridge L. Domestic Violence, Female Self-Mutilation, and the Healing of the Male in Dombey and Son // Victorians Institute Journal. 1997. Vol. 25.
- Tillotson K. Novels of the Eighteen-Forties. Oxford: Clarendon Press, 1954.
- Waters C. Gender, family, and domestic ideology // The Cambridge Companion to Charles Dickens / ed. by J. O. Jordan. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
- Yelin L. Strategies for Survival: Florence and Edith in “Dombey and Son” // Victorian Studies. 1979. Vol. 22. Iss. 3.
- Zwinger L. The Fear of the Father: Dombey and Daughter // Nineteenth-Century Fiction. 1985. Vol. 39. Iss. 4.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 октября 2024.
- Опубликована: 14 января 2025.
Ключевые слова
- роман Ч. Диккенса «Домби и сын»
- типичный образ викторианской женщины
- гендерные литературные исследования
- канон «ангел в доме»
- Ch. Dickens’ novel “Dombey and Son”
- typical image of a Victorian woman
- gender literary studies
- canon the “angel in the house”
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»