Интегративная методика формирования лексической компетенции студентов направления «Лингвистика» на основе аудиовизуальных микромодулей: технологический и лингводидактический аспекты
Аннотация
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интегративной методики, объединяющей технологические принципы проектирования аудиовизуальных микромодулей и лингводидактические механизмы формирования лексической компетенции у студентов направления «Лингвистика» (уровень B2) в цифровой образовательной среде. В статье представлены результаты теоретического обоснования и экспериментального исследования, в рамках которого разработана и апробирована трехфазовая модель обучения, базирующаяся на принципах нейродидактики и когнитивной визуализации, интегрирующая технологические и методические аспекты формирования лексической компетенции. На базе образовательной платформы Moodle реализована система микрообучения, включающая оптимизированную комбинацию микровидео (40%), анимированных флэш-карт (35%) и интерактивной инфографики (25%), что обеспечивает комплексное развитие всех компонентов лексической компетенции. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологического обоснования трехфазовой модели микрообучения, базирующейся на принципах нейродидактики и когнитивной визуализации для формирования лексической компетенции. Выявлены и статистически подтверждены значимые корреляционные связи между параметрами цифрового следа и эффективностью усвоения лексического материала (r = 0,82, p < 0,001), что создает научную основу для прогнозирования индивидуальных образовательных траекторий. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели, обеспечивающей существенное повышение показателей скорости усвоения лексического материала (на 37,4%, p < 0,01) и устойчивости сформированных навыков (увеличение сохранения материала на 42,3%) по сравнению с традиционными методами обучения.
Источники
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Профессиональное образование. 2019. № 3. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-77-105
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. Изд-е 6-е. М.: Академия, 2009.
- Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как фактор успешности ученика в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-2.
- Елькина И. В. Факторы вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного обучения // Современные образовательные технологии. 2022. № 3.
- Еремеева Г. Р., Баранова А. Р. Метод интервальных повторений при изучении иностранного языка // Бюллетень науки и практики. 2016. № 7.
- Иголкина М. И., Язынина В. С. Метод интервальных повторений при обучении иностранным языкам // Гуманитарный вестник. 2023. № 3.
- Корзун О. О., Штанько Е. В. Развитие компенсаторной компетенции учащихся // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
- Моспанова Н. Ю., Буренкова Н. В., Крамарева И. Е. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов // Образовательный менеджмент. 2021. Т. 11. № 5.
- Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977.
- Полякова М. В., Рубцова А. В., Чичерина Н. В. Применение адаптивной технологии при обучении иностранному языку профессиональной направленности иностранных студентов в условиях онлайн-обучения // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8.
- Титова С. В. Интеллектуальные системы обучения для персонализации и адаптации языковых курсов // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4.
- Díaz Redondo R. P., Caeiro Rodríguez M., López Escobar J. J., Fernández Vilas A.Integrating micro-learning content in traditional e-learning platforms // Multimedia Tools and Applications. 2021. Vol. 80. Iss. 2.
- Fang Q. A study of college English teaching mode in the context of microlearning // Proceedings of the International Conference on Management, Education, Humanities and Social Sciences. 2018. https://doi.org/10.2991/mehss-18.2018.50
- Gassler G., Hug T., Glahn C.Integrated Micro Learning – An outline of the basic method and first results // Proceedings of the International Conference on Interactive Computer Aided Learning. Villach: Kassel University Press, 2004.
- Hug T. Microlearning: A Holistic Approach to Learning and Teaching in a Digital World // Proceedings of the 5th Conference on Learning Technologies. Innsbruck: Innsbruck University Press, 2005.
- Ibáñez Moreno A., Vermeulen A. Audio description as a tool to improve lexical and phraseological competence in foreign language learning // Tsagari D., Floros G. Translation in Language Teaching and Assessment. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2013.
- Leong K., Sung A., Au D., Blanchard C. A review of the trend of microlearning // Journal of Work-Applied Management. 2020. Vol. 13. Iss. 1.
- Mayer R. E. Multimedia Learning. N. Y.: Cambridge University Press, 2001.
- Mohammed G. S., Wakil K., Nawroly S. S. The effectiveness of microlearning to improve students’ learning ability // International Journal of Educational Research Review. 2018. Vol. 3. Iss. 3.
- Nugraha H., Rusmana A., Khadijah U. L. S., Gemiharto I. Microlearning sebagai upaya dalam menghadapi dampak pandemi pada proses pembelajaran // Jurnal Inovasi dan Teknologi Pembelajaran. 2021. Vol. 8 (1). https://doi.org/10.17977/um031v8i32021p225
- Sweller J., Ayres P., Kalyuga S. Cognitive Load Theory. N. Y.: Springer, 2011.
- Turkay S., Hoffman D., Kinzer C. K., Chantes P., Vicari C. Toward Understanding the Potential of Games for Learning: Learning Theory, Game Design Characteristics, and Situating Video Games in Classrooms // Computers in the Schools. 2014. Vol. 31. Iss. 1-2. https://doi.org/10.1080/07380569.2014.890879
- Zarshenas L., Mehrabi M., Karamdar L., Keshavarzi M. H., Keshtkaran Z. The effect of micro-learning on learning and self-efficacy of nursing students: An interventional study // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. Iss. 1.
- Zhou Y. Research on the Teaching Principles of English Reading on the Micro-learning Platform // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the 7th International Conference on Social Science and Higher Education. 2021. Vol. 598.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 декабря 2024.
- Опубликована: 29 января 2025.
Ключевые слова
- аудиовизуальные микромодули в иноязычном обучении
- лексическая компетенция студентов-лингвистов
- цифровой след в языковом образовании
- адаптивное микрообучение лексике
- Moodle в обучении иностранным языкам
- интерактивные флэш-карты
- языковая подготовка в вузе
- audiovisual micro-modules in foreign language teaching
- lexical competence of linguistics students
- digital footprint in language education
- adaptive microlearning of vocabulary
- Moodle in foreign language learning
- interactive flashcards
- language training at university
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»