Обучение иностранных студентов-медиков стратегиям ведения профессионального диалога-расспроса на русском языке с учетом коммуникативно-речевого портрета пациента
Аннотация
Цель исследования – описать стратегии ведения профессионального медицинского диалога-расспроса, необходимые иностранным студентам-медикам при прохождении клинической практики. В статье рассмотрена классификация типов речевого поведения пациентов, представленных в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей, раскрыта сущность понятия «коммуникативно-речевой портрет пациента»; описаны стратегии ведения профессионального медицинского диалога-расспроса, необходимые иностранным студентам-медикам при прохождении клинической практики, и этапы работы с иностранными студентами-медиками по созданию сценария диалога-расспроса с учетом коммуникативно-речевого портрета пациента. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложен сценарный подход обучения иностранных студентов-медиков стратегиям ведения диалога-расспроса с учетом коммуникативно-речевого портрета пациента в рамках курса русского языка как иностранного. В результате авторами предлагаются примеры коммуникативных заданий для обучения иностранных студентов-медиков созданию сценариев диалога-расспроса на русском языке и определения стратегий ведения профессионального диалога-расспроса с учетом коммуникативно-речевого портрета пациента, которые имели место на практических занятиях по русскому языку как иностранному.
Источники
- Акаева Э. В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: дисс. … к. филол. н. Омск, 2007.
- Алексеева И. С. Сценарный подход в подготовке устных переводчиков: учебные конференции // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2020. Т. 9. № 33.
- Батышев А. С., Батышева Т. Т. Врач + пациент: философия успеха. М.: ВК, 2011.
- Бейлинсон Л. С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2001.
- Гаспарян Л. А. Умения эмотивно-эмпатийного взаимодействия с пациентом в структуре коммуникативной компетентности студента-медика // Медицинское образование в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. РОСОМЕД-УРАЛ: материалы учебно-методической конференции (г. Пермь, 19-20 мая 2021 года). Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2021.
- Жура В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: автореф. дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2008.
- Зюбина И. А. Феномен доминирования в политическом дискурсе: юрислингвистические аспекты: монография / Южный федеральный университет. Ростов н/Д – Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2024.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008.
- Кац Н. Г. Типология дидактических средств сценарно-фреймового подхода к обучению профессиональной иноязычной коммуникации // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 3.
- Мазниченко М. А., Молчанюк К. Н. Воспитание на уроках иностранного языка: перспективно-сценарный подход // Наука и школа. 2020. № 1.
- Майборода С. В. Речевые стратегии врача в условиях коллегиальной и авторитарной модели коммуникации доктора и пациента: схождения и противоречия: дисс. … к. филол. н. Саратов, 2021.
- Мосолова И. Ю. Комплиментарные высказывания с позиции теории речевых актов: дисс. … к. филол. н. М., 2005.
- Пашковская Н. Д. Метод сценария в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1.
- Рубцова А. В., Чичерина Н. В., Еремин Ю. В., Кац Н. Г. Сценарно-фреймовый подход к проектированию содержания обучения иностранному языку в высшей школе // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 6.
- Синьюй Я. Сценарный подход в обучении китайских учащихся русскому языку делового общения (базовый уровень): дисс. … к. пед. н. М., 2023.
- Синьюй Я. Сценарный подход как новая технология обучения иностранных студентов русскому языку делового общения // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 5 (84).
- Слэй Н. Сценарий как средство обучения иностранному языку // Cross-cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3.
- Стебихова С. П. Дидактический сценарий как средство обучения иностранному языку // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся: сборник научных и научно-методических статей (г. Могилев, 21 марта 2019 года). Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019.
- Хмара А. С. Использование сценарного подхода на занятиях по иностранному языку в педагогическом вузе // Проблемы языкового образования в вузах: теория и практика: материалы I международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 05 февраля 2019 года) / под ред. Э. Г. Скибицкого. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019.
- Хрящева Н. П. Дидактический потенциал стратегического подхода к обучению РКИ // Прикладная лингвистика: наследие и современность: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию филологического факультета Белорусского государственного университета (г. Минск, 22-23 марта 2024 года). Мн.: Белорусский государственный университет, 2024.
- Чекун О. А. Сценарный подход к обучению иностранному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных компетенций // Педагогика и психология образования. 2023. № 3.
- Числова А. С. Педагогический сценарий как усиление обучающего и воспитывающего эффекта мультимедийных программ // Образовательные технологии и общество. 2008. Т. 11. № 2.
- Шляхов В. И. Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении. Изд-е 2-е, испр. М.: Красанд, 2010.
- Шляхов В. И. Сценарии русского речевого взаимодействия в теории и практике преподавания русского языка иностранцам: дисс. … д. пед. н. М., 2008.
- Billings J. A., Stoeckle J. D. The Clinical Encounter: A Guide to the Medical Interview and Case Presentation. 2nd ed. Mosby, 1999.
- Coulehan J. L., Block M. R. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. 4th ed. Philadelphia: F. A. Davis Company, 1997.
- Errington E. P. Mission Possible: Using Near-world Scenarios to Prepare Graduates for the Professions // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2011. Vol. 23 (1).
- Schwarz M., Nandhakumar J. Conceptualizing the Development of Strategic Ideas: A Grounded Theory Analysis // British Journal of Management. 2002. Vol. 13.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 16 декабря 2024.
- Опубликована: 30 января 2025.
Ключевые слова
- сценарный подход
- обучение русскому языку как иностранному
- стратегии и тактики ведения профессионального диалога-расспроса
- профессионально-ориентированное обучение
- коммуникативно-речевой портрет пациента
- scenario-based approach
- teaching Russian as a foreign language
- strategies and tactics for conducting professional dialogue with questioning
- professionally oriented training
- communicative and speech profile of the patient
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»