• Научная статья
  • 6 февраля 2025
  • Открытый доступ

Мультимодальные методы обучения письму на иностранном языке в условиях цифровой трансформации высшего образования

Аннотация

Статья посвящена исследованию эффективности мультимодальных методов обучения письменной речи на иностранном языке в условиях цифровой трансформации высшего образования. Целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности мультимодальных методов в развитии навыков иноязычной письменной коммуникации у студентов неязыковых факультетов. Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной методики обучения письму, интегрирующей различные модальности восприятия информации с современными цифровыми инструментами. Впервые представлен системный анализ влияния мультимодального метода обучения на развитие письменных компетенций с учетом специфики цифровой образовательной среды. В результате экспериментального исследования установлено существенное превосходство мультимодального метода над традиционными методами обучения. Выявлена сильная положительная связь между уровнем мотивации и качеством письменных работ студентов. Доказано, что применение мультимодальных методов значительно влияет на результаты обучения.

Источники

  1. Бекирова Э. Р. Интерактивная доска как средство формирования иноязычного лексического навыка у младших школьников: выпускная квалификационная работа / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2016.
  2. Грязнов С. А. Мультимодальная педагогика как тренд в образовании // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону: материалы IV региональной научно-практической конференции молодых ученых (г. Тула, 16 мая 2024 г.). Чебоксары: Среда, 2024.
  3. Демина Д. А. Дидактический принцип трехмерности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 2 (773).
  4. Дмитренко Т. А. Роль и место цифровых технологий в обучении иностранным языкам в системе высшего иноязычного образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 1 (3). https://doi.org/10.55000/APPiP.2022.60.35.008
  5. Колесниченко А. Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped210023
  6. Куликов С. Б. Значение мультимодальности в современных стратегиях обучения чтению и письму // Education & Pedagogy Journal. 2023a. № 3.
  7. Куликов С. Б. Перспективы применения мультимодального подхода к формированию навыков чтения и письма в рамках подготовки педагогических кадров // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023b. № 54. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-1-28-33
  8. Куницына О. М. Мультимодальность и основы визуальной лингвистики в работах Х. Штекла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/phil210442
  9. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-12
  10. Осадчая И. Ю. Мультимодальное обучение студентов на занятиях иностранного языка в вузе // Мир педагогики и психологии. 2024. № 1 (90).
  11. Поначугин А. В., Пичужкина Д. Ю., Смекалова Е. С. Влияние цифровых технологий на учебный процесс в сфере дополнительного образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39. № 4.
  12. Рузметова Д. К. Эффективность мультимодальных уроков в онлайн-обучении: взаимосвязь визуальных и аудиальных средств в усвоении образовательного материала // Экономика и социум. 2023. № 11-2.
  13. Серостанова Н. Н., Чопорова Е. И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.
  14. Тебекин А. В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. https://doi.org/10.15372/PEMW20190119
  15. Титова С. В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 2.
  16. Худяков Р. В., Храмей И. С. Мультимодальное обучение: возможности и перспектива // Педагогическая наука и практика. 2024. № 1 (43).
  17. Чень Сыци, Белозерова А. А. Применение мультимодального обучения в преподавании русского языка как иностранного // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации в условиях реальной и виртуальной среды: сборник материалов международной конференции (г. Екатеринбург, 18 апреля 2024 г.). Екатеринбург: Ажур, 2024.
  18. Шереметьева С. О., Бабина О. И., Зиновьева А. Ю., Неручева Е. Д. Информационные технологии и академическое письмо на английском языке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 2.
  19. Afifah L., Indriwardhani S., Retnantiti S., Usman R. Digitalization: Improving the Literacy of Foreign Language Learners through Multimodal Texts // Lire Journal. 2023. Vol. 7.
  20. Johnson M. R., Smith K. L. Digital technologies and student motivation in language learning: A mixed-methods study // Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 45. No. 3.

Информация об авторах

Бочарова Марина Николаевна

к. филол. н.

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 декабря 2024.
  • Опубликована: 6 февраля 2025.

Ключевые слова

  • мультимодальный метод обучения
  • обучение письменной речи
  • обучение иностранному языку
  • цифровая трансформация высшего образования
  • студенты неязыковых факультетов
  • multimodal teaching method
  • written language teaching
  • foreign language teaching
  • digital transformation of higher education
  • students of non-linguistic faculties

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)