• Научная статья
  • 12 февраля 2025
  • Открытый доступ

Проблемы творческой самореализации и становления характера ребёнка в повести Е. Бодровой «Печенье со вкусом музыки»

Аннотация

Статья посвящена значимой для современной отечественной словесности проблеме детско-подросткового взросления и самореализации ребёнка на материале новейшей русской детской литературы. Целью исследования становится выявление своеобразия и особенностей процесса взросления ребёнка предподросткового возраста в повести «Печенье со вкусом музыки» современного детско-подросткового писателя Е. Э. Бодровой. Научная новизна определена самим материалом исследования, коим является повесть Е. Бодровой «Печенье со вкусом музыки», ранее не становившаяся предметом специального научного осмысления и вводимая нами в научный оборот. В результате установлено, что, во-первых, с точки зрения композиции процесс взросления героини в повести Е. Бодровой подчинен архетипическому мотиву инициации (стадиальность пути персонажа, наличие наставника, постепенное внутреннее становление с типичными для ребёнка предподросткового возраста «болезнями роста»). Во-вторых, основными этапами взросления главной героини на личностном, социальном и творчески-профессиональном уровнях становятся: максималистское неприятие происходящих изменений, бунтарский вызов семье и обществу, добровольное одиночество и замкнутость для самостоятельного осмысления проблемы, поиск выхода из сложившейся ситуации. В-третьих, средствами создания ключевых образов и мизансцен становятся гастрономический, колористический и ольфакторный коды.

Источники

  1. Борода Е. В. «Честное бегство» современного героя: проблема эскапизма в подростковой литературе XXI века // Неофилология. 2020. Т. 6. № 23.
  2. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.
  3. Мингалина А. П. Образ ребёнка-интроверта в современной подростковой прозе // Передовое развитие современной науки: опыт, проблемы, прогнозы: сб. статей III международной научно-практической конференции. Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука», 2021.
  4. Ничипоров И. Б. Детство как травма в современной русской литературе (повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом») // Art Logos. 2019. № 1 (6).
  5. Ничипоров И. Б. Современность глазами подростка: повесть Р. Сенчина «Чего вы хотите?» // Stephanos. 2022. № 2 (52).
  6. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  7. Спиридонова Г. С. О психологизме детской литературы (на примере русской литературной сказки) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).
  8. Чекашева Н. В., Осьмухина О. Ю. Взрослый мир глазами ребенка в прозе Г. Щербаковой («Дядя Хлор и Корякин», «Отчаянная осень») // Актуальные проблемы филологии и журналистики: сборник научных трудов / отв. ред. Т. И. Мочалова. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2022.
  9. Ши Ю. Типы взаимоотношений взрослых и детей в цикле «Денискины рассказы» Виктора Драгунского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 4.
  10. Юхнова И. С. Ценностные ориентиры героев А. П. Гайдара («Тимур и его команда») // Филологический класс. 2019. № 2 (56).

Финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания МГУ имени М. В. Ломоносова.

Информация об авторах

Октябрьская Ольга Святославовна

д. филол. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 января 2025.
  • Опубликована: 12 февраля 2025.

Ключевые слова

  • современная детская литература
  • повесть Е. Бодровой
  • проблема творческой самореализации ребёнка
  • инициарный путь развития ребёнка
  • колористический и ольфакторный коды
  • modern children's literature
  • E. Bodrova's novel
  • problem of a child's creative self-realization
  • initial path of a child's development
  • coloristic and olfactory codes

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)