Трансформация образа автора в повести А. Платонова «Впрок» (1931): от «субъекта» к «наблюдателю»
Аннотация
Цель исследования – выявление черт образа «наблюдателя» в мире, изменяющемся «на всю историческую скорость» (по выражению самого писателя) в повести А. Платонова «Впрок» (1931). В статье в свете новых подходов (дать переосмысленное видение идеи социализма, очищенное от идеологических штампов) авторы в ходе анализа текста повести «Впрок» выявляют особенности мировидения Платонова, носителем которого в повести является прежде всего «наблюдатель» жизни современников, строителей нового мира, в социальной ситуации господства идеи «ускорения хода времени» в годы первых советских пятилеток. Анализ повести «Впрок» проводится с учетом утопического дискурса. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проблема автора в платоновской прозе исследуется на основе теоретических изысканий в области «истории видения» М. Б. Ямпольского, связавшего рождение феномена «наблюдателя» (вместо традиционного «субъекта»-повествователя) с ситуацией кризиса в истории культуры XX в. В результате исследования установлено, что введение образа «наблюдателя» является важным принципом эстетической установки писателя, доказано, что в тексте повести «Впрок» присутствуют и взаимодействуют «наблюдатель»-автор и «наблюдатель»-персонаж. Типология героев прозы Платонова дополняется новыми образами, уточняются особенности авторской позиции. Не являющиеся тождественными, эти ипостаси «наблюдателя» (автор и персонаж) позволяют Платонову транслировать важные для него смыслы и чувства: глубокую тревогу за душу человека, его счастье, за судьбу человечества в новом мире, созидающегося на глазах его поколения.
Источники
- Агеносов В. В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989.
- Андреева С. Л. Дети и время в утопической идее жертвенности в повести А. Платонова «Котлован» // Утопические проекты в истории культуры: материалы V всероссийской (с международным участием) научной конференции на тему «Социализм между утопией и антиутопией» (г. Ростов-на-Дону, 24-26 октября 2024 г.). Ростов н/Д – Таганрог: Южный федеральный университет, 2024.
- Андреева С. Л., Бедрикова М. Л. Концепты «Время» и «Ускорение» как константы утопического сознания в сверхповести В. Хлебникова «Зангези» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 82.
- Бакулов В. Д. Концептуально-методологические проблемы создания утопиологии – науки об утопии // Утопические проекты в истории культуры: материалы V всероссийской (с международным участием) научной конференции на тему «Социализм между утопией и антиутопией» (г. Ростов-на-Дону, 24-26 октября 2024 г.). Ростов н/Д – Таганрог: Южный федеральный университет, 2024.
- Бедрикова М. Л. Будущее в представлении А. Платонова: человек и природа // Современные достижения университетских научных школ: сборник докладов национальной школы-конференции «Современные достижения университетских научных школ» (г. Магнитогорск, 25-26 ноября 2024 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2024.
- Бульская Я. Р. Повести Андрея Платонова: цельность мироощущения и амбивалентность образа автора // Кафедральные записки: вопросы новой и новейшей русской литературы / отв. ред. Н. М. Солнцева. М.: Изд-во Московского университета, 2002.
- Воронин В. С. Философия истории и многозначная логика в последних романах М. Горького // Максим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс / сост. О. В. Богданова, В. Т. Захарова, Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2018.
- Карасев Л. В. Онтологическая поэтика: краткий очерк // Эстетика: вчера, сегодня, всегда / отв. ред. В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. М.: Институт философии Российской академии наук, 2005. Вып. 1.
- Михеев М. «Возвращение» Платонова: поэтика недоговоренности // Вопросы литературы. 2008. № 2.
- Муратова Н. А., Жиличева Г. А. Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 1.
- Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001.
- Трубецкой Е. «Иное царство» в народной сказке и его искатели // Литературная учеба. 1990. № 2.
- Утопические проекты в истории культуры: материалы V всероссийской (с международным участием) научной конференции на тему «Социализм между утопией и антиутопией» (г. Ростов-на-Дону, 24-26 октября 2024 г.). Ростов н/Д – Таганрог: Южный федеральный университет, 2024.
- Хорунжий А. В. «Идеальный строй жизни»: идеальная утопия К. Э. Циолковского // Утопические проекты в истории культуры: материалы V всероссийской (с международным участием) научной конференции на тему «Социализм между утопией и антиутопией» (г. Ростов-на-Дону, 24-26 октября 2024 г.). Ростов н/Д – Таганрог: Южный федеральный университет, 2024.
- Циолковский К. Будущее Земли и человечества // Гройс Б. Русский космизм. Антология. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
- Чаликова В. А. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991.
- Черткова Е. Л. Технократический дискурс и гуманистический пафос в творчестве А. П. Платонова // Утопические проекты в истории культуры: материалы V всероссийской (с международным участием) научной конференции на тему «Социализм между утопией и антиутопией» (г. Ростов-на-Дону, 24-26 октября 2024 г.). Ростов н/Д – Таганрог: Южный федеральный университет, 2024.
- Ямпольский М. Б. Наблюдатель: очерки истории видения. М.: Ад Маргинем, 2000.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 января 2025.
- Опубликована: 18 февраля 2025.
Ключевые слова
- образ «наблюдателя»
- повесть А. Платонова «Впрок»
- идея «ускорения хода времени»
- первые советские пятилетки
- утопический дискурс
- русская проза 1920-1930-х гг
- image of the "observer"
- A. Platonov's novella "For Future Use"
- idea of "speeding up the passage of time"
- first Soviet five-year plans
- utopian discourse
- Russian prose of the 1920s and 1930s
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»