• Научная статья
  • 18 февраля 2025
  • Открытый доступ

Конструирование событийного контекста в либеральных и консервативных СМИ США (на примере освещения церемонии открытия Олимпийских игр в Париже в 2024 году)

Аннотация

В современном мире возникает потребность в умении распознавать приемы, используемые средствами массовой информации для оказания речевого воздействия на читательскую аудиторию. Цель данного исследования – выявить и описать приемы, при помощи которых в тексты СМИ внедряется идеологическая предвзятость. Материалом для исследования послужили статьи либеральных и консервативных американских СМИ, посвященные церемонии открытия Олимпийских игр. В ходе проведенного исследования выяснилось, что для конструирования неязыкового контекста в соответствии с редакционной политикой издания журналисты используют средства языка разных уровней (от фонетического до стилистического), риторические и психологические приемы оказания манипулятивного воздействия, а также воздействие осуществляется при помощи концептов, повторяющихся в рамках одной статьи или серии статей и служащих смыслообразующими идеями, вокруг которых строится повествование, в результате чего читательские аудитории либеральных и консервативных СМИ получили совершенно разные представления о церемонии открытия Игр: в то время как либеральные СМИ провозгласили ее несомненным успехом, красочным мероприятием, отражающим культуру и дух принимающей стороны, консервативные СМИ обрушили в адрес организаторов мероприятия шквал критики, назвав его результатом морального разложения западной цивилизации. Научная новизна исследования заключается в том, что оно расширяет представления о манипулятивных приемах и тактиках современных СМИ и основывается на актуальных, современных текстах СМИ с большим охватом аудитории.

Источники

  1. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006.
  2. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Бизнес-Пресса, 2002.
  3. Иванова С. В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демонизации // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59).
  4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. Изд-е 5-е. М.: URSS-ЛКИ, 2008.
  5. Кочетова Г. Р. Метафора как средство выражения манипулятивной интенции в английском политическом дискурсе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1А.
  6. Красикова Т. Конструирование социально значимых событий в журналистских текстах // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 27 (170). Вып. 20.
  7. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ, 1996.
  8. Лазарева Э. А. Заголовок в газете: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.
  9. Милованова С. О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1.
  10. Михалева О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  11. Назарова Р. З., Золотарев М. В. Речевые тактики убеждения в современном российском предвыборном дискурсе (на примере президентской кампании 2017-2018 годов) // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4.
  12. Орлова С. Н. Искусство языкового манипулирования в заголовках англоязычных СМИ // Современное педагогическое образование. 2021. № 11.
  13. Погостина П. С. Событийный контекст сквозь призму идеологии издания (на материале политического медиадискурса США) // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 4.
  14. Пономарева Е. В. Репрезентация образа Дональда Трампа в британских медиатекстах политической направленности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2.
  15. Прокопьева Н. Н. Стратегии и тактики манипулятивного воздействия в немецкоязычном медиадискурсе // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. 2020. № 3 (32).
  16. Хайруллина Р. H., Рахимова Э. Ф., Сагитова А. Ф. Лингвокогнитивные основы языкового моделирования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70).
  17. Шостак М. А. Сочиняем заголовки // Журналист. 1998. № 3.
  18. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  19. Lippmann W. Public Opinion. N. Y.: Macmillan, 1961.

Информация об авторах

Нестерова Олеся Борисовна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел России

Милюхина Диана Ивановна

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 января 2025.
  • Опубликована: 18 февраля 2025.

Ключевые слова

  • конструирование событийного контекста
  • манипуляция общественным мнением
  • речевое воздействие
  • приемы и тактики манипуляции в СМИ
  • концепт
  • construction of event context
  • manipulation of public opinion
  • rhetorical influence
  • techniques and tactics of manipulation in the media
  • concept

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)