• Научная статья
  • 19 февраля 2025
  • Открытый доступ

Лингвокогнитивные средства внедрения когнитивных искажений в политическом дискурсе (на примере выступления А. Меркель)

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию когнитивных искажений в политическом дискурсе на примере речи Ангелы Меркель на 29 съезде партии Христианско-демократического союза в 2016 году. Цель исследования – выявить лингвокогнитивные средства, которые используются для внедрения когнитивных искажений в процесс восприятия информации адресатом в политическом дискурсе. Когнитивные искажения рассматриваются как один из способов речевого воздействия. В статье описываются теоретико-методологические основы изучения когнитивных искажений и методы их анализа. Определяется, что когнитивные искажения могут проявляться на разных уровнях текста – от отдельных слов до целых фрагментов текста. Предлагается алгоритм выявления и анализа когнитивных искажений. Научная новизна исследования заключается в адаптации концепции когнитивных искажений к анализу политического дискурса и выявлении соответствующих лингвокогнитивных средств, способствующих их формированию. В результате установлено, что в речи А. Меркель используются когнитивные искажения, такие как эффект фрейминга, эффект катастрофизации и эмоциональное мышление, внедренные с помощью стратегий и тактик, лингвокогнитивных механизмов, речевых приемов и средств, направленные на воздействие на аудиторию и достижение политических целей.

Источники

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: АСТ, 2018.
  2. Болдырев Н. Н. Когнитивные доминанты языковой интерпретации // Когнитивные исследования языка. 2019. № 36.
  3. Болдырев Н. Н., Ефименко Т. Н. Вторичная интерпретация научного знания в дискурсе СМИ // Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 4.
  4. Глухова Е. С. Особенности использования когнитивных искажений в нативной рекламе // Филология: научные исследования. 2024. № 2. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2024.2.69683
  5. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
  6. Демьянков В. З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. М.: МГУ, 1989.
  7. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
  8. Дзялошинский И. М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
  9. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008.
  10. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2016.
  11. Кузнецова И. А. Лингвокогнитивные инструменты, способствующие эффективной коммуникации в медийном дискурсе // Баребина Н. С., Верхотурова Т. Л., Семенова Т. И., Кузнецова И. А., Шавалиева Е. Б. Социопрагматическое пространство дискурса: коллективная монография. М.: Флинта, 2024.
  12. Тахтарова С. Т. Концепт “Ordnung” как культурная доминанта в немецкой лингвокультуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2009. № 3.
  13. Урнов М. Ю. Эмоции в политическом поведении. М.: Аспект Пресс, 2008.
  14. Якоба И. А. Когнитивно-коммуникативная параметризация медийного дискурса: дисс. … д. филол. н. Иркутск, 2020.
  15. Bunčić S., Krstić J., Kostić-Stanković M. Cognitive biases in marketing communication: Influence of anchoring and message framing on consumers' perception and willingness to purchase // Marketing. 2021. Vol. 52. Iss. 2.
  16. Frijda N. H., Mesquita B. Beliefs through emotions // Emotions and Beliefs: How Emotions Influence Thought / ed. by N. H. Frijda, A. S. R. Manstead, S. Bem. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  17. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. N. Y.: Harper & Row, 1974.
  18. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
  19. Kahneman D., Tversky A. Choices, values, and frames // American Psychologist. 1984. Vol. 39.
  20. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory – analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. Vol. 47.
  21. Scheufele D. A., Tewksbury D. Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models // Journal of Communication. 2007. Vol. 57.
  22. Tversky A., Kahneman D. The framing of decisions and psychology of choice // Science. New series. 1981. Vol. 211. Iss. 4481.
  23. Yurica C. L., DiTomasso R. A. Cognitive distortions // Encyclopedia of Cognitive Behavior Therapy / ed. by A. Freeman, S. H. Felgoise, A. M. Nezu, C. M. Nezu, M. A. Reinecke. N. Y.: Springer, 2005.

Информация об авторах

Глухова Елена Сергеевна

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2025.
  • Опубликована: 19 февраля 2025.

Ключевые слова

  • когнитивные искажения
  • эффект фрейминга
  • эффект катастрофизации
  • эмоциональное мышление
  • лингвокогнитивные механизмы
  • cognitive biases
  • framing effect
  • catastrophizing
  • emotional reasoning
  • linguo-cognitive mechanisms

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)