• Научная статья
  • 27 февраля 2025
  • Открытый доступ

Концепты LIBERTY и FREEDOM: сходства и различия

Аннотация

Цель данного исследования заключается в выявлении сходств и различий лингвокультурных концептов LIBERTY и FREEDOM. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены интегральные и дифференциальные семантические компоненты концептов LIBERTY и FREEDOM в британском и американском вариантах английского языка. В работе проводится анализ понятийной стороны лингвокультурных концептов LIBERTY и FREEDOM, а именно изучаются значения концептов LIBERTY и FREEDOM в лексикографических источниках; устанавливаются семантические компоненты концептов LIBERTY и FREEDOM; выявляются ядерные и периферийные семантические компоненты концептов LIBERTY и FREEDOM; определяются интегральные и дифференциальные семантические компоненты этих концептов; формулируются результаты лексикографического анализа. Полученные результаты показали наличие интегральных и дифференциальных компонентов концептов LIBERTY и FREEDOM, знание которых помогает более глубоко понять культуру, в которой данные концепты фигурируют, и, как следствие, организовать деятельность с представителями такой культуры более эффективно.

Источники

  1. Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология: монография. Воронеж: Ритм, 2018.
  2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001.
  3. Воркачев С. Г. Лингвокультурный концепт: терминологический статус и семиотика // Современная лингвистика и исследования ментальности в XXI веке: к 80-летнему юбилею профессора В. В. Колесова: колл. монография / ред. М. В. Пименова, В. И. Теркулов. Изд-е 3-е. М.: Флинта, 2020.
  4. Городецкая Л. А. Лингвокультура и лингвокультурная компетентность // Актуальные проблемы лингвокультурологии: сборник обзоров и рефератов / отв. ред. И. Л. Галинская. М.: РАН ИНИОН, 2011.
  5. Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009.
  6. Лаврова Н. А. Язык в зеркале познания и культуры = Language through the Prism of Culture and Cognition: монография / под ред. Т. А. Ивушкиной. М.: МГИМО-Университет, 2024.
  7. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2010.
  8. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2 (54).
  9. Солохина А. С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2004.
  10. Gulyaeva E. E. On the legal understanding of personal cognitive liberty // Social Novelties and Social Sciences: A View from Moscow. 2024. № 1.
  11. Trinch T. V., Tran T. H. L. Protection of constitutional rights to liberty and security of person in the Penal Code 2015 of Vietnam // Vestnik of Saint Petersburg University. 2018. Vol. 9. № 4.

Информация об авторах

Светоносова Татьяна Александровна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 января 2025.
  • Опубликована: 27 февраля 2025.

Ключевые слова

  • концепт LIBERTY
  • концепт FREEDOM
  • лингвокультурология
  • лингвокультурный концепт
  • методика изучения лингвокультурного концепта
  • concept LIBERTY
  • concept FREEDOM
  • linguoculturology
  • linguocultural concept
  • methodology for studying a linguocultural concept

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)