• Научная статья
  • 18 марта 2025
  • Открытый доступ

Лингвопрагматические характеристики англоязычных отзывов на учебные пособия по экономике

Аннотация

Цель исследования – выявление лингвопрагматических особенностей англоязычных отзывов на учебные пособия по экономике. В статье рассматривается отзыв как новый онлайн-жанр, обладающий собственной структурной организацией, лексико-семантическим наполнением, функциями, языковыми средствами выражения авторской позиции для оказания прагматического воздействия на реципиента. Авторами установлено, что отзывы на учебные пособия по экономике, публикуемые на сайтах, занимающихся распространением учебной литературы, схожи по структуре и содержанию с аннотацией, при этом главное отличие видится в возможности выразить авторскую позицию. В статье рассматривается набор языковых средств, которые позволяют автору интернет-отзыва выразить свое мнение об учебном пособии и воздействовать на реципиента. Научная новизна исследования заключается в том, что на материале англоязычного критического дискурса впервые описаны лингвопрагматические характеристики отзывов на учебные пособия по экономике, размещенные на англоязычных сайтах, занимающихся распространением учебной продукции. В результате исследования выявлено, что англоязычные отзывы на учебные пособия по экономике обладают не только характеристиками критического дискурса, но и объединяют черты образовательной и экономической разновидностей дискурса. Данная особенность влечет за собой использование специфических лексических единиц, грамматических единиц, оценочных компонентов.

Источники

  1. Бойчук Е. И. Лексико-грамматические особенности интернет-отзывов (на материале русского и английского языков) // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3 (21).
  2. Викулова Л. Г., Иванова Н. С. Лингвопрагматические особенности прикнижной аннотации во французском издательском дискурсе // Magister dixit. 2014. № 2 (14).
  3. Говорунова Л. Ю. Отзыв туриста как новый речевой жанр туристического интернет-дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Вып. 73.
  4. Голубева И. В. Об исследовании электронного гипертекста в свете теории речевых жанров // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-3 (3).
  5. Дахалаева Е. Ч. Интернет-комментарий и интернет-отзыв: параметры жанрового разграничения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  6. Ионова С. В. Аппроксимация содержания вторичных текстов: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
  7. Капанадзе Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка: сб. статей к 80-летию М. В. Панова / отв. ред. С. М. Кузьмина. М.: Языки славянской культуры, 2001.
  8. Погорелова И. В. Лингвосемиотический аспект интернет-отзыва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3 (43).
  9. Ромаданова О. Н., Кривченко И. Б. Реализация эмотивности в малоформатных текстах рецензий // Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса: сборник научных статей. Самара: САМАРАМА, 2019.
  10. Семенова Т. И., Дутов А. Н. Авторская колонка в англоязычном медиадискурсе: коммуникативно-прагматические аспекты // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2024. № 4 (43).
  11. Филиппова М. П. Интернет-комментарий и сообщение на интернет-форуме: параметры жанрового разграничения // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2020. Т. 30. Вып. 6.
  12. Харьковская А. А., Кривченко И. Б. Динамика лингвистических параметров англоязычных текстов о профессиональной деятельности компании // Дискурс профессиональной коммуникации. 2022. Т. 4. № 3.
  13. Харьковская А. А., Черкунова М. В. Дискурсивная парадигма современных учебных пособий по английскому языку как иностранному (на материале англоязычных аннотаций учебной и научной литературы) // Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы: материалы международной научной конференции. Самара: Самарский государственный университет, 2007.
  14. Черкунова М. В. Прагмалингвистические характеристики аннотаций научной и учебной литературы (на материале англоязычных изданий): дисс. … к. филол. н. Самара, 2007.
  15. Burnett R., Marshall D. Web Theory: An Introduction. L. – N. Y.: Routledge, 2003.

Информация об авторах

Кривченко Ирина Борисовна

к. филол. н., доц.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Белякова Ольга Владимировна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 февраля 2025.
  • Опубликована: 18 марта 2025.

Ключевые слова

  • отзыв на учебное пособие
  • аннотация
  • онлайн-отзыв
  • образовательный дискурс
  • экономический дискурс
  • book review
  • abstract
  • online review
  • educational discourse
  • economic discourse

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)