Гротескная многозначность конфликта в драматургии Л. Н. Лунца
Аннотация
Статья посвящена изучению усложнения конфликта в драматургии Л. Н. Лунца. Цель исследования – определить способы и формы трансформации традиционного трагедийного конфликта как средства воплощения гротескного художественного мышления драматурга. В статье проанализированы пьесы Л. Н. Лунца, в результате чего было установлено, что гротескная многозначность конфликта достигается разными путями. Во-первых, это характерная для всех пьес постоянная смена противоборствующих сторон, перемена взглядов и мнений происходит практически мгновенно и иногда совершенно неожиданно для самих участников действия. Во-вторых, главный герой двух трагедий («Вне закона» и «Бертран де Борн») представляет собой особую модификацию трагического героя – гротескно-трагическую, − воплощает зыбкость своих позиций, хотя внешне принадлежит одной из сторон конфликта. В-третьих, в драмах «Обезьяны идут!» и «Город правды» активной стороной противостояния становится толпа, масса, открыто заявляющая о своей позиции, также резко меняющая свои взгляды. Главной действующей силой в конфликте выступает страх, предчувствие катастрофы. Научная новизна исследования заключается в соотнесении специфики конфликта драм Лунца с гротескной формой художественного мышления, характеристике отражения противоречий внеэстетической действительности в поэтике пьес.
Источники
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2).
- Бельтраме Ф. Эстетика гротеска: к проблеме теоретического обоснования // Гротеск в литературе: материалы конференции к 75-летию профессора Ю. В. Манна / ред. Н. Д. Тамарченко, В. Я. Малкина, Ю. В. Доманский. М. − Тверь, 2004.
- Вольская А. Б. Поэтика драматургии Льва Лунца: дисс. … к. филол. н. СПб., 2014.
- Головчинер В. Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 6 (22).
- Кожинов В. В. Коллизия // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т. 3.
- Кормилов С. И. История русской литературы ХХ века (1920-1990-е годы): основные тенденции: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024.
- Костелянец Б. О. Лекции о теории драмы. Драма и действие. Л., 1976.
- Краснова М. Гротескный шаг обезьян // Новый Мир. 2005. № 3.
- Купченко Т. А. Условная драма 1920-1950-х годов: Л. Лунц, В. Маяковский, Е. Шварц: дисс. … к. филол. н. М., 2005.
- Манн Ю. В. О гротеске в литературе. М.: Советский писатель, 1966.
- Салайчик Я. Киносценарий Льва Лунца «Восстание вещей» и тема мировой катастрофы в литературе ХХ века // Русская литература. 1998. № 2.
- Салайчик Я. Литературное творчество Лунца. Вроцлав, 1990.
- Соколинский Е. К. О гротеске у Л. Н. Андреева // Русская литература. 1998. № 2.
- Тамарченко Н. Д. Конфликт // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.
- Тарасенко Ю. В. Драма-антиутопия в русской литературе начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308.
- Фадеева Н. И. Конфликт как организующий принцип художественного единства драматического произведения (на материале русской и западноевропейской драмы конца XIX – начала XX в.): дисс. … к. филол. н. М., 1984.
- Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М. − Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 февраля 2025.
- Опубликована: 24 марта 2025.
Ключевые слова
- гротескная форма художественного мышления
- трансформация традиционного трагедийного конфликта
- модификация трагического героя
- драматургия Л. Н. Лунца
- grotesque form of artistic thinking
- transformation of the traditional tragic conflict
- modification of the tragic hero
- drama of L. N. Lunts
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»