• Научная статья
  • 25 марта 2025
  • Открытый доступ

Лингвопрагматическая специфика дискурсивного жанра «миссия» в книгоиздательской коммуникативной практике

Аннотация

Цель исследования – выявить лингвопрагматическую специфику дискурсивного жанра миссии, репрезентируемого в имиджевых текстах современных российских книжных издательств. В статье представлены качественная и количественная характеристики жанра миссии издательства: описана логико-риторическая структура жанра, выявлены его аксиологические и тематические доминаты. Основное внимание уделяется прагматическим особенностям жанра, обусловленным его гибридным, полифункциональным и полиадресатным статусом. Научная новизна исследования заключается в том, что данный продвигающий жанр впервые рассматривается не только в книгоиздательской дискурсивной практике, но и в парадигме нового научного направления – маркетинговой лингвистики. В результате установлено, что жанр миссии стилистически и содержательно неоднороден, его аргументативная структура отражает реализацию функций информирования, воздействия, продвижения, а также имиджевой и дифференцирующей функций. Полиадресатность жанра миссии издательства выражается в обращении к массовой или целевой аудитории читателей, а также к профессиональному сообществу книгораспространителей. Тематической доминантой текстов исследуемого жанра является книга и все, что связано с процессом ее создания и распространения.

Источники

  1. Абдулкадыров М. М. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре «миссия организации» (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8-1 (86).
  2. Алексеева А. В. Миссия организации в контексте междисциплинарного подхода // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 ч. / под ред. В. А. Ковалева, А. И. Ковалева. Омск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, 2019. Ч. 2.
  3. Анисимова Т. В. Специфика PR-жанров в Интернете // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 4 (28).
  4. Анкин Д. Ю., Митягина В. А. Лингвопрагматическая характеристика самопрезентационного дискурса (на материале контента англоязычных корпоративных сайтов) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. № 4.
  5. Баканов Е. А. Миссии профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38).
  6. Буторина Е. П. Заявление о миссии как жанр, задающий систему конвенций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (28).
  7. Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе общения «автор – издатель − читатель» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2s (18).
  8. Викулова Л. Г. Издательский дискурс, или Как себя рекламирует книга // Эволюция и трансформация дискурсов: сб. науч. статей. Самара: Самарский государственный университет, 2016. Вып. 1.
  9. Викулова Л. Г., Макарова И. В. Издательская деятельность как дискурсивная практика: книжный каталог // Когниция, коммуникация, дискурс. 2013. № 7.
  10. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф., Кулагина О. А. Семиометрия рефлексии о ценностях современного общества // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: Тезаурус, 2011.
  11. Григорьянц Е. И. Книжная серия как инструмент стимулирования читательских интересов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (10).
  12. Дрожащих А. В. Жанр «миссия организации» в русскоязычном банковском дискурсе: структура, прагматика и языковое наполнение // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/phil20220663
  13. Карасик В. И., Калыкова Э. А. Институциональный концепт «миссия»: ценностные характеристики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 2.
  14. Клушина Н. И., Селезнева Л. В. Новые жанры PR-дискурса и их роль в развитии современного официально-делового стиля // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2016. № 5 (55).
  15. Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста: коллективная монография / под ред. Е. Г. Борисовой, Л. Г. Викуловой. М.: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2019.
  16. Овруцкий А. В. Миссия как специфический вид PR-текста // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации − 6: материалы международной научн. конф. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2018.
  17. Погосян В. А. Заявление о миссии как гибридный речевой жанр // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 133.
  18. Рябцева Э. Г. Модель жанра рекламной аннотации к художественному тексту // Филология в контексте коммуникации и современной культуры: материалы международного филологического конгресса: в 2 т. / отв. ред. С. С. Бычков, В. В. Катермина, А. М. Прима, А. В. Самойлова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. Т. 1.
  19. Серебренникова А. Н., Максимов В. В., Найден Е. В. Концепт «Знание» в составе речевого жанра «Миссия университета» // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317. № 6.
  20. Серебренникова Е. Ф. Местоимение nous: к проблеме системных оснований конструктивного потенциала в дискурсе // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2024. № 3.
  21. Чернявская В. Е. Корпусно-ориентированный дискурсивный анализ идентичности российского университета 3.0 // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58.
  22. Чупрына О. Г. Обложечная аннотация как продвигающий текст // Иностранные языки в высшей школе. 2020. № 3 (54).
  23. Ширяева Т. А., Денисламова Д. М. Миссия организации как объект лингвистического изучения (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (37).
  24. Bhatia V. Generic Patterns in Promotional Discourse // Persuasion Across Genres / ed. by H. Halmari, T. Virtanen. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2005.
  25. Bhatia V. Worlds of Written Discourse: A Genre-Based View. L.: Bloomsbury, 2014.
  26. Morphew С. С., Hartley M. Mission Statements: A Thematic Analysis of Rhetoric Across International Type // The Journal of Higher Education. 2006. Vol. 77 (3)
  27. Negro I. Persuasive Strategies in Mission Statements // The Rhetoric of Persuasion. Talking to Our Emotions. Círculo de Lingüística Aplicada a la Comunicación. 2019. Vol. 80.

Информация об авторах

Зоидзе Элла Амирановна

к. филол. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 февраля 2025.
  • Опубликована: 25 марта 2025.

Ключевые слова

  • дискурсивный жанр «миссия»
  • книгоиздательский дискурс
  • продвигающий текст
  • логико-риторическая структура жанра «миссия»
  • тематические доминанты текстов
  • discursive genre “mission”
  • book publishing discourse
  • promotional text
  • logical-rhetorical structure of the “mission” genre
  • thematic dominants of texts

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)