• Научная статья
  • 31 марта 2025
  • Открытый доступ

Межкультурные аспекты обучения международному английскому языку (EIL) студентов российских экономических вузов в условиях цифровизации образовательного пространства

Аннотация

Цель исследования – выявление специфики интеграции межкультурных элементов в процесс обучения международному английскому языку (EIL) студентов российских экономических вузов в условиях цифровизации образовательного пространства. В статье рассмотрены ключевые факторы, влияющие на интеграцию межкультурных элементов в процесс обучения EIL и реализацию когнитивных механизмов усвоения иноязычного материала студентами. Особое внимание уделяется изучению педагогических условий, нацеленных на эффективное персонализированное обучение EIL и обусловливающих использование искусственного интеллекта (ИИ) с целью интеграции межкультурных элементов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексно исследован процесс интеграции межкультурных элементов в обучение EIL студентов с учетом их когнитивных способностей (в том числе умений воспринимать иноязычную информацию) и возможностей цифровых технологий и ИИ для оптимизации этого процесса. В результате исследования установлено, что эффективность интеграции межкультурных элементов в процесс обучения EIL во многом зависит от создания адаптивной образовательной среды, где ИИ выступает не только инструментом персонализации обучения, но и средством формирования межкультурной компетенции. При этом принципиальное значение имеет выявленная взаимосвязь между уровнем цифровой трансформации образовательного пространства и качеством подготовки к межкультурной коммуникации студентов экономических специальностей.

Источники

  1. Айыдова Н. Нейропедагогика в изучении языков: как мозг учится новому языку // IN SITU. 2024. № 9.
  2. Баурова Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4.
  3. Безуглова Н. П. Межкультурные взаимодействия в сфере экономических отношений: опыт культурфилософского анализа: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 2012.
  4. Борзова Т. А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
  5. Бородина Д. С. Транснациональный английский язык в англо-скандинавском билингвизме: монография. Симферополь: Ариал, 2018.
  6. Будникова A. A., Гончарова В. А. Английский как язык международного общения (EIL): медиатор межкультурной коммуникации 21 века // Язык в сфере профессиональной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Екатеринбург: Издательство УМЦ-УПИ, 2018. Ч. 1.
  7. Воевода Е. В. Профессиональная подготовка студентов международного профиля к межкультурной коммуникации: лингвосоциокультурные и психологические аспекты: монография. М.: Перспектива, 2019.
  8. Гулая Т. М., Романова С. А. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-1 (76).
  9. Демарева В. А. Психофизиологические факторы успешности освоения английского языка русскоязычными студентами и школьниками: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2018.
  10. Загоскина И. В., Коротенко Т. Н. Межкультурная коммуникация на занятиях по иностранному языку // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 16.
  11. Клемантович И. П., Леванова Е. А., Степанов В. Г. Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний // Педагогика и психология образования. 2016. № 2.
  12. Кожевников М. В., Корнеева Н. Ю., Корнеев Д. Н., Лапчинская И. В. Межкультурная коммуникация в эпоху цифровизации: монография. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022.
  13. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / отв. ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
  14. Наместникова И. В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 2003.
  15. Островская Е. А. Транснациональные пространства глобальных межкультурных взаимодействий: методология социологического изучения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 1.
  16. Птицына И. Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности: дисс. … к. пед. н. Якутск, 2008.
  17. Серик Н. И. Методика преподавания английского языка как международного: базовые положения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1.
  18. Чигарькова С. В., Солдатова Г. У. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32).
  19. Costandi M. Neuroplasticity. Cambridge: The MIT Press, 2018.
  20. Rech J., Decker B., Ras E. State of the art in “classic” PKM approaches and their problems // Rech J., Decker B., Ras E. Emerging Technologies for Semantic Work Environments: Techniques, Methods, and Applications. 2008. http://dx.doi.org/10.4018/978-1-59904-877-2

Информация об авторах

Бочарова Марина Николаевна

к. филол. н.

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2025.
  • Опубликована: 31 марта 2025.

Ключевые слова

  • межкультурная компетенция
  • педагогические условия
  • профессиональное образование
  • когнитивные механизмы
  • международный английский язык (EIL)
  • коммуникативные умения
  • нейропедагогический подход
  • intercultural competence
  • pedagogical conditions
  • professional education
  • cognitive mechanisms
  • English as an International Language (EIL)
  • communicative skills
  • neuropedagogical approach

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)