• Научная статья
  • 2 июня 2025
  • Открытый доступ

Функции диалектных вкраплений в заголовках и хэдлайнах (на примере региональной прессы южной Германии)

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении диалектных средств, с помощью которых реализуются аттрактивная и другие второстепенные функции в заголовках и хэдлайнах из статей региональных газет. Научная новизна определяется сочетанием лингвопрагматического и лингвокультурологического подходов к определению функций диалектных вкраплений в печатной прессе южной Германии. На материале анализа прагматически значимых элементов статей (более 50-ти заголовков и хэдлайнов) из региональных, муниципальных газет и других информационных порталов, опубликованных в период с 2014 по 2021 гг., рассматривается, как вкрапления баварских и швабско-алеманнских диалектов употребляются в контрасте со стандартным немецким языком для привлечения внимания целевой аудитории. Полученные результаты исследования показали, что аттрактивная функция заголовков и хэдлайнов реализуется посредством игры слов (парономазии, полисемии) с использованием диалекта, инвективов, ошибок сочетаемости, фонетичесих / лексических диалектизмов, указывающих на традиции южной Германии, региональных формул общения и реминисценций, что также служит вторичным целям – маркированию региона повествования и целевой аудитории, демонстрации регионального происхождения героя статьи, отражению мнения автора, а также выражению гордости за свою малую родину.

Источники

  1. Баева Г. А., Пономарёва А. А. Южнонемецкие диалекты как лингвокультурный феномен // Дискурс. 2022. Вып. 8 (4). https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-136-145
  2. Белютин Р. В. Прагмасемантические аспекты изучения диалектов в спортивной коммуникации (на материале немецкого языка и его национальных вариантов в Австрии и Швейцарии) // Известия Смоленского государственного университета. 2019. № 2 (46).
  3. Домашнев А. И. Труды по германскому языкознанию и социолингвистике. СПб.: Наука, 2005.
  4. Пантелеева О. В. Зависимость употребления диалектизмов от особенностей типа медиадискурса // Современное педагогическое образование. 2020. № 3.
  5. Пономарёва А. А. (Не)вежливость по-баварски (на материале политического дискурса южной Германии) // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2023. Вып. 13. https://doi.org/10.21638/spbu33.2023.120
  6. Пономарёва А. А. Semmel von dahoam: диалект в коммерческой рекламе Южной Германии // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2024. Вып. 888.
  7. Androutsopoulos J., Ziegler E. Medien und areale Sprachvariation des Deutschen / Hrsg. J. Herrgen, J. E. Schmidt // Sprache und Raum. Ein internationales Handbuch der Sprachvariation. Berlin − Boston: De Gruyter Mouton, 2019. Band 4. https://doi.org/10.1515/9783110261295-028
  8. Androutsopoulos J., Ziegler E. Sprachvariation und Internet: Regionalismen in einer Chat-Gemeinschaft / Hrsg. von Jannis K. Androutsopoulos & Evelyn Ziegler // Standardfragen: Soziolinguistische Perspektiven auf Sprachgeschichte, Sprachkontakt und Sprachvariation. Frankfurt a. M.: Lang, 2003.
  9. Augustin A. Die Verwendung des Bairischen im Kontext audio-visueller Medien // Acta Facultatis Philosophicae Universitatis Ostraviensis / Studia Germanistica. Ostravská univerzita v Ostravě. 2018. Vol. 13.
  10. Betz R. Gesprochensprachliche Elemente in deutschen Zeitungen. Radolfzell am Bodensee: Verlag für Gesprächsforschung, 2006.
  11. Burger H., Luginbühl M. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien, 4. Aufl. Berlin − Boston: De Gruyter, 2014. https://doi.org/10.1515/9783110285925
  12. Christen H., Tophinke D., Ziegler E. Chat und regionale Identität / Hrsg. von Sybille Krämer-Neubert & Norbert Richard Wolf // Bayerische Dialektologie: Akten der Internationalen Dialektologischen Konferenz 26-28. Februar 2002 (Schriften zum Bayerischen Sprachatlas 8). Heidelberg: Winter, 2005.
  13. Niebaum H., Macha J. Einführung in die Dialektologie des Deutschen. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1999.
  14. Reershemius G. Autochthonous Heritage Languages and Social Media: Writing and Bilingual Practices in Low German on Facebook // Journal of multilingual and multicultural Development. Taylor & Francis Group Verlag. 2017. Vol. 38 (1).
  15. Reimann S. Werbung hören: Beiträge zur interdisziplinären Erforschung der Werbung im Hörfunk. Münster: LIT Verlag, 2008.
  16. Straßner E. Dialekt als Ware // Zeitschrift fur Dialektologie und Linguistik. Wiesbaden − Stuttgart: Franz Steiner Verlag. 1986. Vol. 53 (3).
  17. Straßner E. Rolle und Ausmaß dialektalen Sprachgebrauchs in den Massenmedien und in der Werbung // Dialektologie. Ein Handbuch der deutschen und allgemeinen Dialektforschung / Hrsg. von W. Besch. Berlin – N. Y.: De Gruyter Verlag, 1983. https://doi.org/10.1515/9783110203332.1509
  18. Tophinke D. Regional schreiben: Weblogs zwischen Orthographie und Phonographie / Hrsg. von Helen Christen & Evelyn Ziegler // Sprechen, Schreiben, Hören. Zur Produktion und Perzeption von Dialekt und Standardsprache zu Beginn des 21. Jahrhunderts. Wien: Praesens Verlag, 2008.
  19. Wahl S. ‟Iss was gscheit’s!” – Formen und Funktionen von Dialekten in der Werbung / Hrsg. von Hundt, Markus/Kleene, Andrea/Plewnia, Albrecht/Sauer, Verena // Regiolekte. Objektive Sprachdaten und subjektive Sprachwahrnehmung. Tübingen: Narr Francke Attempto, 2020.
  20. Wiesinger P. Sprachliche Varietäten – Gestern und Heute / Hrsg. von G. Stickel // Varietäten des Deutschen. Regional und Umgangssprachen. Institut für deutsche Sprache. Jahrbuch 1996. Berlin – New York: De Gruyter Verlag, 1997.
  21. Zehetner L. Die bairische Mundart in Bayern // Heimat und Schule: Fortbildungsmodell / Hrsg. von G. Hacker. Donauwörth: Auer Verlag, 1989.

Информация об авторах

Пономарёва Анастасия Алексеевна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 апреля 2025.
  • Опубликована: 2 июня 2025.

Ключевые слова

  • прагматика диалектов
  • пресса южной Германии
  • функции диалектных вкраплений
  • южнонемецкие диалекты
  • аттрактивная функция
  • pragmatics of dialects
  • southern German press
  • functions of dialectal insertions
  • southern German dialects
  • attractive function

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)